При этом бланки есть у крупнейшего игрока на рынке - "Росгосстраха", однако там страховку продают многократно дороже стандартного тарифа, заставляя клиентов страховать еще и жизнь, а также навязывая другие дополнительные услуги.
Весенний дефицит
- Я обошел с десяток фирм, но везде один ответ: "Извините, нет бланков". Только в "Росгосстрахе" мне согласились оформить страховку, но в качестве обязательного условия предложили заключить договор страхования жизни. В результате вместо 2700 рублей за полис нужно было отдать почти пять тысяч, - говорит водитель со стажем из Пензы Сергей Наумкин. По работе ему приходится бывать в Москве. Там он и оформил страховку по утвержденному тарифу без "накруток".
Его пример оказался далеко не единичным. В антимонопольную службу обратились десятки возмущенных автомобилистов, столкнувшихся с этой проблемой.
- Мы не считали поступившие обращения граждан с похожими жалобами, но их было много. Владельцам транспортных средств навязывали услугу страхования от несчастных случаев и болезней при заключении договоров ОСАГО. Это повлекло ущемление интересов потребителей, - пояснила "РГ" начальник отдела УФАС по Пензенской области Елена Демидова.
Ранее в Пензенское УФАС России уже поступали аналогичные жалобы на "Росгосстрах". По итогам их рассмотрения было выдано предупреждение о прекращении незаконных действий. Однако к нему не прислушались. На этот раз на страховщиков завели административное дело по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции". Его рассмотрение назначено на 29 апреля.
Похожие проблемы возникли в Нижегородской и Кировской областях. В столице ПФО корреспонденту "РГ" сразу в нескольких страховых компаниях заявили, что полисы ОСАГО появятся не раньше мая. В одной готовы страховать только своих постоянных клиентов, которые и предыдущий полис покупали у них. Заключать договоры ОСАГО без ограничений готовы только в "Росгосстрахе", но опять-таки при обязательном условии страхования жизни.
Полис под присмотром
В Кировской области корреспонденту "РГ" в большинстве компаний предложили подождать полиса в течение недели. А в связи с тем, что в местных офисах "Росгосстраха" при страховании ОСАГО клиентам продолжают навязывать дополнительные услуги, там по четвергам будут находиться сотрудники регионального антимонопольного управления. Их цель - предотвратить незаконные действия страховщиков с фиксацией возможных нарушений.
Как сообщила "РГ" начальник отдела УФАС по Кировской области Альбина Созинова, сегодня не прекращается поток жалоб кировчан на то, что при получении полиса автогражданской ответственности клиентам навязывают другие услуги, в частности, страхование жизни. А в случае отказа клиента от "доппакета" ему отказывают в договоре.
- С "Росгосстраха" решено было начать потому, что по данной компании уже есть решение УФАС, признающее в ее действиях нарушение закона "О защите конкуренции", - говорит Альбина Созинова. - Однако, судя по тому, что поток жалоб не уменьшается, оно не исполнено.
Мало того, как показал первый опыт "дежурства" антимонопольщиков в офисах компании, там придумали еще одну хитрость. Несмотря на наличие документов, подтверждающих прохождение техосмотра, страховщики требуют у клиента предоставить им машину для осмотра, хотя у них нет специалистов на такую операцию. Они ссылаются на то, что страховщик вправе потребовать это от клиента. По мнению антимонопольщиков, законодательство не предусматривает обязанность клиента делать это в момент заключения договора. А если люди на это не соглашаются, договор ОСАГО не оформляют.
После того, как в прошлый четверг "под присмотром" специалистов УФАС страховщики был вынуждены оформить несколько договоров без навязывания дополнительных услуг, офисы закрылись сначала якобы на обед, а потом "по техническим причинам". И с утра в пятницу не работали. Причем на одном из них появилась странная табличка: "Перерыв с 14.30 до 13.30".
- Видно, очень торопились, - говорят в антимонопольной службе.
В течение какого периода сотрудники ведомства будут "дежурить" по четвергам в офисах "Росгосстраха", пока неизвестно. Сейчас по фактам навязывания дополнительных услуг возбуждено административное производство, а материалы направляются в управление Роспотребнадзора для проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В департаменте по связям с общественностью ООО "Росгосстрах" "РГ" сообщили, что компания "не возражает против притока в офисы продаж дополнительных клиентов, включая сотрудников ФАС, особенно если проводимые ФАС мероприятия соответствуют требованиям законодательства. Главное, чтобы такое присутствие не отражалось на наших клиентах (не приводило к очередям, не отвлекало сотрудников при оформлении договоров страхования)".
С надеждой на ЦБ
Опрошенные "РГ" эксперты в разных регионах отмечают, что везде дефицит полисов ОСАГО возник в конце марта.
- В целом ряде регионов сложилась непростая ситуация. Многие компании закрывают свои филиалы или вообще уходят с рынка из-за отрицательного финансового результата. Не исключено, что головные организации ограничивают бланки строгой отчетности, каковыми являются полисы ОСАГО, чтобы регулировать собственные убытки, - считает заместитель директора пензенского филиала страховой компании "МАКС" Сергей Смирнов. - Особенно остро проблема стоит в небольших городах, где в прошлом году выплаты признанным пострадавшими в ДТП практически сравнялись со страховыми взносами.
Правда, существует и другое мнение по данному поводу.
- Не исключено, что компании ждут повышения территориального коэффициента, применяемого для расчета стоимости полиса ОСАГО. В Пензенской области его предлагают увеличить с 1,4 до 1,6. Поэтому страховщики не хотят упустить свою выгоду и задерживают клиентов, - предположила начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Пензенской области Надежда Громова.
Действительно, в конце марта ЦБ РФ подготовил проект постановления об изменении региональных коэффициентов при расчете стоимости полиса ОСАГО. В число регионов ПФО, где планируется повысить территориальный коэффициент, вошли республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, а также Кировская, Нижегородская, Ульяновская области. Однако когда именно эти изменения вступят в силу, пока не ясно.
В пользу этой версии дефицита полисов говорит ситуация в Пермском крае, где коэффициенты повышать не собираются. Пермские страховщики работают в штатном режиме и не жалуются на отсутствие необходимых бланков. Всего на рынке региона сегодня присутствуют порядка 60 страховых компаний. Большинство из них имеют подтверждающие лицензии на заключение страховых полисов ОСАГО, но при этом не считают этот вид услуг прибыльным.
- Сегодня страхование ОСАГО, на мой взгляд, убыточно для большинства страховых компаний, которые работают на пермском рынке, - пояснил менеджер по сопровождению специальных проектов страховой компании "ВСК" в Перми Михаил Савельев. - Прибыль пермские страховщики, как правило, получают от других видов услуг. Возможно, ситуацию изменит уже давно назревавшая переоценка стоимости добровольного страхования ответственности водителей.
Кроме того, по мнению эксперта, исправить положение может повышение базового тарифа, создание единой методики определения ущерба при ДТП, а также досудебный порядок урегулирования претензий.