08.04.2014 11:39
Экономика

В Калининграде введут онлайн-регистрацию морских грузов

В Калининграде контроль судов ускоряют с помощью специальной онлайн-программы
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №79 (6351)
В Калининградской области подвели итоги тестирования прототипа таможенного портала "Морской порт", который позволяет всем участникам рынка морских перевозок и контролирующим органам обмениваться электронной информацией в режиме онлайн.
Читать на сайте RG.RU

Причал в Интернете

"Морской порт" - это новое программное средство Федеральной таможенной службы России. Система объединяет импортеров товаров, судовых агентов, администрацию морских портов, представителей ФТС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и Пограничной службы ФСБ России.

Каждая сторона получает электронный ключ от личного кабинета и выполняет в рамках информационной системы определенные функции. Импортер предоставляет информацию о товаре (таможенный код, объем, вес и так далее) и может прикрепить документы, заверенные электронно-цифровой подписью. К примеру, медицинскую декларацию и ветеринарный сертификат, которые будут интересны санитарным и фитосанитарным врачам. Судовой агент заполняет информацию о судне (судовая роль, грузовые документы, список наркосодержащих медицинских препаратов и так далее).

Морские перевозчики начали осваивать предварительное информирование

- После того как импортер загрузил информацию в систему, товару присваивается уникальный идентификационный номер, - делится информацией Игорь Садовский, руководитель калининградского подразделения компании - разработчика программного обеспечения. - Этот номер получатель груза передает судовому агенту, чтобы последний привязал информацию о товаре к информации о судне.

Следом подключается администрация порта, которая оформляет судозаход. Затем - сотрудник таможенного поста, который принимает решение в рамках своих компетенций (разрешить выгрузку товара, провести досмотр с выходом на судно, запретить выгрузку). Кроме того, таможенник может связаться с представителями других контролирующих органов. К примеру, направить в Россельхознадзор и Роспо-требнадзор запрос на проведение фитосанитарного и санитарного контроля. Представители этих ведомств также принимают решение о досмотре, при необходимости распечатывают электронные документы. Пограничник, в свою очередь, может заранее посмотреть судовую роль, узнать состав экипажа.

В ФТС считают, что принцип взаимодействия через единое окно позволит сократить время оформления судна

При этом умная система помогает сотрудникам надзорных органов оценивать риски, определяя по коду товара возможные виды контроля. Портал позволяет таможенникам, фитосанитарным, санитарным врачам и пограничникам согласовать время выхода на судно, чтобы провести совместный досмотр.

- Оформлять грузы в морских пунктах пропуска значительно сложнее, чем во всех других, - комментирует ситуацию начальник главного управления информационных технологий ФТС России Алексей Шашаев. - В морском порту нет единственного органа и единственного человека, который бы обладал всей информацией и о грузе, и о судне. Часть информации содержится у капитана морского судна, часть - у получателя товара, часть - у грузоотправителя. Поэтому судовой агент должен собрать большое количество документов, поставить на них печати, штампы, отнести бумаги в различные контрольные органы. На это тратится много времени.

Как считают в ФТС России, принцип взаимодействия через единое окно позволит избежать параллельных действий и значительно сократить время оформления судна без потери качества контроля. Для этого и создавалась новая информационная система, которая функционирует в тестовом режиме. Сейчас с помощью прототипа портала перевозчики и получатели грузов могут подавать в таможенные органы предварительную информацию о товарах. В будущем планируется наладить электронный документооборот и "привязать" информационную систему к программным средствам всех контролирующих органов.

Бананы онлайн

На научно-исследовательскую работу и разработку прототипа портала ФТС России выделила около 12 миллионов рублей. В ближайшее время таможенная служба объявит конкурс на проведение опытно-конструкторских работ. Полнофункциональное программное средство, которое со временем внедрят в работу всех российских портов, будет разработано через 9-12 месяцев.

Новая система тестировалась в пяти российских портах - Находке, Владивостоке, Новороссийске, Усть-Луге и Калининграде. В самом западном российском регионе портал работает в пилотном режиме с середины февраля. За полтора месяца сотрудники таможенного поста Морской порт Калининград имени Хазова оформили с помощью программного средства 17 партий товаров, подлежащих различным видам государственного контроля.

- В эксперименте приняли участие четыре грузополучателя и два морских перевозчика, - рассказывает начальник таможенного поста Екатерина Кочеткова. - В процессе тестирования таможенные инспекторы могли общаться со всеми государственными органами, причастными к оформлению морских грузов. Программного продукта, позволяющего общаться всем заинтересованным сторонам, раньше не было. Но основная работа - впереди, мы делаем только первые шаги.

Сейчас общение в рамках портала для перевозчиков и грузополучателей - это что-то вроде хобби. Загрузка информации в систему "Морской порт" не освобождает участников ВЭД от бумажного документооборота. В дальнейшем, когда полнофункциональный портал заработает во всех российских портах, ФТС России планирует инициировать поправки в федеральное законодательство.

- Основная идея - перейти от бумажных документов к обмену электронными документами через единую точку входа - наш портал, - продолжает Алексей Шашаев. - Это позволит контролировать весь процесс в целом, время нахождения конкретного контейнера в порту, разбирать возможные конфликтные ситуации, вести статистику, анализировать деятельность различных служб.

Разделение ответственности

Пока при работе с новым программным средством сложно избежать спорных моментов. К примеру, неясно, что делать, если на судне находятся контейнеры нескольких импортеров и некоторые получатели грузов не отправили информацию в систему.

- Еще хочется заострить внимание на статье Кодекса об административных правонарушениях "Незаконное перемещение товаров через таможенную границу", - рассуждает генеральный директор крупного калининградского морского перевозчика Андрей Барков. - Согласно КоАП, ответственность за предоставление неверной информации полностью лежит на перевозчике. Однако теперь, когда мы подключаем к работе получателей грузов, ответственность, вероятно, следует как-то разделить.

В целом же перевозчики и контролирующие органы к идее оформления морских грузов в рамках одного окна отнеслись с энтузиазмом. Сейчас ФТС России принимает замечания, которые будут учтены при разработке новой версии портала. В ведомство уже поступило около 100 предложений от всех участников процесса.

Кстати

На таможенном посту Морской порт Калининград имени Хазова около 70 процентов всех судозаходов оформляется с использованием технологии предварительного информирования (ПИ). Это электронная процедура, которая позволяет перевозчику направлять таможенным органам сведения о товаре до прибытия транспортного средства в пункт пропуска. Морские перевозчики участвуют в процедуре ПИ на добровольной основе. Однако в 2015 году, по информации начальника отдела таможенных информационных технологий Евразийской экономической комиссии Нины Бебутовой, предварительное информирование на море может стать обязательным.

Водный транспорт ВЭД Калининград ФТС Северо-Запад