08.04.2014 16:35
Общество

Из единого учебника по истории могут убрать разногласия и споры

Следом за историей могут измениться учебники литературы и обществознания
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №80 (6352)
Следом за историей могут измениться учебники литературы и обществознания
Читать на сайте RG.RU

На круглом столе в Госдуме ученые рассказали, каким должен быть учебник истории, написанный по новой концепции. По словам академика Александра Чубарьяна, возможно некоторым историкам ради школьного учебника придется отказаться от каких-то разногласий по тем или иным темам. Споры могут быть в монографиях, а в книгах для школы подход должен быть единым.

- Меня страшно ругали и ругают за список трудных вопросов. Но они подготовлены по желанию учителей. Есть темы, которые не сложны для науки, но трудны для преподавания, - рассказал Александр Чубарьян.

У ученых сложности были по нескольким темам: происхождение Древнерусского государства, Украина, роль Азии, реформы и ХХ век. Чубарьян особо подчеркнул, что историки попытались показать значение советского периода. К слову, в концепции среди персон, которые так или иначе должны быть упомянуты в учебнике в разделе 1945-1991 годы внушительный список самых разных персон. Это, к примеру, Анатолий Собчак, Арно Бабаджанян, Булат Окуджава, Сергей Бондарчук, Иосиф Сталин, Михаил Суслов, а также Брежнев и Пугачева. Так что известный анекдот застойных лет: "Кто такой Брежнев? Это политический деятель эпохи Пугачевой!" в каком-то смысле оказался пророческим.

А что касается экспертных споров, то историки сумели договориться и даже добавили некоторые новые термины. Такие как "степной коридор" для описания периода России, связанного с кочевническим миром.

Чубарьян не исключил, что вслед за содержанием учебника истории, могут измениться книги по литературе и обществознанию.

В школьном учебнике место стахановцев займут предприниматели

- Последний, современный период отечественной истории должен быть курсом общество знания, - уверен историк,- школьникам на этих уроках надо рассказывать о Конституции, политической и избирательной системе в стране, правах и обязанностях граждан.

Когда появится новый учебник - пока все же не ясно. По словам заместителя руководителя департамента Минобрнауки Ирины Тарадановой, "планируется проведение конкурса по учебнику 5-11 классов и на две книги для учителей". А пока министерство решило перепроверить все школьные учебники на соответствие концепции и скорректировать задания ЕГЭ по этому предмету. В этом году тесты не изменятся, а вот в 2015 поправки будут, в том числе, по содержанию советского периода.

Председатель комитета по образованию Госдумы Вячеслав Никонов полагает, что в школьном учебнике должны быть ответы на главные вопросы:

- Что такое Россия? Кто мы? Что мы представляем собой в современном мире? Однако копья чаще ломают по частным вопросам: как лучше назвать монголов, как охарактеризовать Сталина?- обратился Никонов к коллегам - историкам и депутатам и представил свою собственную книгу по истории России. В ней, правда, 990 страниц и весит она килограмма три, не меньше. Так что для школы, при любом раскладе не подойдет. Хотя хронологически абсолютно соответствует новой концепции - начинается с античных корней Руси и заканчивается информацией о Путине и БРИКС. Как знать, может следующим трудом станет школьный учебник?

Справка "РГ"

В учебниках о современном периоде российской истории (с 1992 по настоящее время) будут упоминаться: Бурбулис, Гайдар, Геращенко, Лебедь, Жириновский, Примаков, Башмет, Гергиев, Глазунов, Мацуев, Спиваков, Хаматова, Абрикосов, Алферов, Гинзбург, Капица, Рошаль.

История Образование Госдума