10.04.2014 04:12
Экономика

В Хабаровске открылось первое вегетарианское кафе

Дальневосточники привыкают питаться в кафе и ресторанах
Текст:  Татьяна Александрова Анна Бондаренко Наталья Иванова
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6353)
В Хабаровске на днях открылось вегетарианское кафе. Подобных заведений в крае до сих пор не было, поэтому, казалось бы, рядовое событие вызвало большой интерес со стороны горожан. Насколько развит рынок общественного питания в Дальневосточном регионе и каковы его характерные черты, выясняли корреспонденты "РГ".
Читать на сайте RG.RU

На любой вкус

Между ресторанами и кафе Приамурья сегодня существует сильнейшая конкуренция. Несмотря на то, что большой сегмент рынка общественного питания по-прежнему занимает китайская кухня, в последние годы ее значительно потеснили другие направления. Китайские кафе теряют свою популярность, отмечают эксперты.

В общепите России европейская кухня популярнее русской

По данным областного министерства внешнеэкономических связей и предпринимательства, сегодня в Приамурье действуют 257 предприятий общественного питания. Из них 69 предлагают китайскую кухню, еще 101 - специализируется на другой этнической: узбекской, украинской, грузинской, молдавской, японской...

- Кроме того, предприниматели хотят открыть турецкое и арабское кафе, - говорит ведущий консультант отдела министерства Лариса Аржевитина. - В зависимости от кошелька каждый может сделать выбор - пойти в недорогую китайскую столовую или в элитный ресторан, где средний чек составляет три-четыре тысячи рублей с человека.

- За последние годы городские кафе заметно преобразились и расширили спектр услуг, - рассказывает директор одного из благовещенских предприятий общепита Евгений Ситников. - Нам приходится идти в ногу со временем, иначе проиграем в конкуренции. Обратите внимание, как изменились в лучшую сторону интерьеры заведений, сколько всевозможных бонусов они предлагают клиентам, какие блюда появились в меню. К сожалению, пока еще трудно говорить о нормальной рентабельности в этом бизнесе, слишком много проблем приходится решать рестораторам. Одна из главных касается персонала.

Как отмечают владельцы кафе, они не испытывают недостатка в оригинальных идеях. Но реализация их осложняется трудностями с доставкой качественных продуктов и нехваткой кадров (в первую очередь хороших поваров). Из-за низкой посещаемости заведений общественного питания в отрасли сложился невысокий уровень зарплат. Поэтому, по мнению рестораторов, шансов собрать грамотный, стабильный коллектив не так много.

Дары моря

Во Владивостоке недавно появилось заведение, где представлена местная кухня. В меню - разнообразные салаты из морской капусты, первые и вторые блюда из морепродуктов.

Красноярскстат: Жители региона стали больше тратить на рестораны

Как считает президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров, генеральный директор ресторанного агентства "Анонс" Роман Иванищев, специфика кафе выбрана очень удачно.

- Если раньше приходилось думать, куда повести гостей, чтобы накормить их навагой, корюшкой, местными устрицами и гребешком, то сейчас можно смело отправляться туда, - говорит он.

Кроме того, заведение привлекает внимание, выбиваясь из длинного ряда итальянских пиццерий и ресторанов с азиатской и паназиатской кухней. Ведь китайскими, корейскими, японскими блюдами в Приморье, соседствующем со странами АТР, никого не удивишь.

- Правда, те, кто приезжает к нам из центральной России, испытывает от их обилия настоящий гастрономический шок, - добавляет Роман Иванищев.

Общепит Владивостока работает за счет оборота, снижая цены на блюда. В результате за последнее время средний чек стал меньше примерно на 500 рублей

Количество подобных ресторанов и кафе, впрочем, как и других заведений, резко пошло в рост около трех-четырех лет назад, когда в Приморье готовились к саммиту АТЭС. На работу приехало огромное количество людей из других городов. Они снимали жилье, не всегда имели возможность, желание и время готовить самостоятельно и предпочитали питаться вне дома. Увеличение количества точек общепита эксперт оценивает в 20 процентов уровня 2010-2011 годов.

- Рост произошел за счет демократичного сегмента, - объясняет он. - При этом сегодня нет четкой градации между ресторанами, кафе или столовыми. Кафе есть шикарнее, чем рестораны, а ресторан по документам может быть открыт как закусочная.

Кроме того, он отмечает еще несколько новых тенденций. Среди них заметное увеличение числа кофеен.

Другой тренд, отвечающий ритму динамичного города, - появление придорожных заведений, своего рода "пит-стопов". По его мнению, этот сегмент продолжит расширяться. А вот время активного количественного роста стационарных заведений прошло.

- Привычка питаться вне дома все сильнее входит в нашу жизнь. Это встречное движение. Посещаемость точек общепита в общей сложности выросла, а каждого заведения в отдельности (из-за увеличения их общего количества) осталась неизменной. Кафе и ресторанам приходится работать за счет оборота, снижая цены на еду. В результате средний чек во Владивостоке стал меньше примерно на 500 рублей, приблизившись к полутора тысячам, - резюмирует президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров.

Фаст-фуды рулят

По данным департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка Южно-Сахалинска, в областном центре зарегистрировано более 300 точек общественного питания. В это число входят и школьные столовые, и фуд-корты в торговых центрах, кафе и кофейни, бары и буфеты, рестораны и шашлычные, а также одно кафе-мороженое.

Лет 15 назад в Южно-Сахалинске почти не было мест, куда можно было бы зайти перекусить или просто выпить чашечку кофе. Как правило, немногие рестораны и кафе, существовавшие в областном центре, работали преимущественно в вечернее время и обслуживали банкеты. В дневное время рестораны пользовались небольшой популярностью - кому придет в голову тратить обеденный час на долгое ожидание горячего и дорогого блюда.

С тех пор многое изменилось. Но все-таки из 30 ресторанов, более 140 кафе и 50 баров на слуху у горожан только 15-20. Согласно статистике 15 процентов жителей областного центра придерживаются советских традиций - в ресторан идут только отметить праздничное событие. 20 процентов не менее пяти раз в неделю посещают кафе, бар или кофейню, чтобы не только поесть, но и пообщаться с друзьями.

- Островной ресторанный бизнес совсем не похож на материковый, - считает директор одного из заведений Ирина Шилова. - По идее, любое кафе должно претендовать на фирменный гастрономический стиль. В нашем городе трудно найти какую-то уникальную кухню. Максимум, на что способны рестораторы, - предложить японские или корейские блюда.

По ее прогнозу, самыми прижившимися точками в Южно-Сахалинске вскоре станут фаст-фуды, они есть почти в каждом торговом центре. У таких заведений стабильная клиентура - школьники и студенты - и невысокая ценовая категория. Средний чек там составляет 300-450 рублей.

Несколько лет назад в Южно-Сахалинске появилась сеть кофеен, в которых можно выпить кофе, съесть пирожное или легкий салатик, купить домой хлеб и выпечку. Эти заведения полюбились горожанам не потому, что там очень вкусно и дешево, а как альтернатива небольшим придорожным кафе, где можно скоротать время и подкрепиться. За чашку кофе и пирожное в среднем клиент заплатит от 150 до 280 рублей. Кстати, и кофе навынос полюбился горожанам. Продавцы напитка уверяют, что мода на него уже не пройдет.

Товары и цены Хабаровск Владивосток Благовещенск Южно-Сахалинск Дальний Восток