14.04.2014 18:55
Экономика

В России подорожали мясо, сладости, одежда и электроника

Текст:  Алена Узбекова
В России подорожали некоторые категории товаров. Рост цен в марте стал главной проблемой для россиян, он затмил собой даже беспокойство за сферу ЖКХ, свидетельствуют данные Всероссийского центра общественного мнения. Опрос проводился среди 1600 человек в 42 регионах страны.
Читать на сайте RG.RU

Инфляцию в список наиболее важных проблем для страны включило 62 процента опрошенных, это на 9 процентов больше по сравнению с началом года. Для сравнения, проблемы, связанные с ЖКХ, беспокоят 60 процентов респондентов, с коррупцией - 47 процентов, с наркоманией - 34 процента, уточняет ВЦИОМ.

ФАС выяснит, почему в магазинах дорожает молоко

Годовая инфляция в марте, по данным Росстата, составила 6,9 процента, что снизило вероятность исполнения официального прогноза правительства, согласно которому рост потребительских цен в 2014 году ожидался на уровне 5 процентов.

В лидерах роста - цены на продукты питания. В правительстве признают, что они являются "крайне высокими".  Еще месяц назад первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил Федеральной антимонопольной службе проследить, в каком именно звене продовольственной цепочки происходит необоснованная накрутка. Бытует предположение, что больше всего цены "задирают" оптовики.

Однако как уже писала "РГ", эксперты не оценивают ситуацию столь однозначно.  Одна из причин роста цен - недостаточная конкуренция в рознице, считает председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. "Федеральных сетей в России мало и вряд ли станет больше. Новых игроков не появляется, в этом основная проблема. Те компании, которые заняли рынок какое-то время назад, часто делают наценку больше, чем нужно, пользуясь своим положением", - отметил эксперт.

Центробанк РФ планирует снизить уровень инфляции до 4 процентов

Другая проблема связана с чрезмерными накрутками розничных продавцов. Иногда наценка доходит до 50 процентов, в то время, как в оптовом звене она редко превышает 20 процентов, подмечают эксперты. Впрочем, сами ритейлеры с таким мнением не согласны. "У торговых сетей цены куда ниже по сравнению с теми же рынками и прочими традиционными формами торговли. Когда в регион выходят крупнейшие торговые сети, цены в регионе снижаются процентов на 15", - считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов.

Единственное утверждение, с которым солидарны почти все эксперты, касается того, что цены подскочили из-за повышения курсов доллара и евро. Больше всего этому подвержены элитный алкоголь, мясные и рыбные деликатесы, сыры, цитрусовые, некоторые виды электроники, одежда и обувь.

Например, многие предприятия работают с импортными кормами и закупают племенных животных за рубежом, поэтому неудивительно, что может произойти скачок цен на говядину, свинину и птицу. То же - с кондитерскими изделиями, растут цены на импортное сырье - орехи и какао. Ну, а что касается импортной одежды, обуви и электроники, то цены на эти виды товаров уже поднялись пропорционально росту курса доллара и евро, считают эксперты.

Товары и цены