15.04.2014 00:40
Экономика

Компании не хотят автоматизировать свою работу

Компании не хотят автоматизировать свою работу
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент: №14 (943)
Российские предприятия пока неохотно внедряют системы автоматизации бизнес-процессов. К таким выводам пришли эксперты на конференции "BPM: современные тенденции управления".
Читать на сайте RG.RU

Системы BPM (Business Process Management) призваны повысить эффективность бизнеса. Процессное управление помогает сократить время и расходы на выполнение бизнес-задач, улучшает качество взаимодействия подразделений. Однако большой популярностью ВРМ не пользуются.

По прогнозам Forrester, рынок BPM будет ежегодно расти на 14,6%, и к 2016 году его объем достигнет 7,6 млрд долл. По наблюдениям CNews Analytics, на протяжении последних лет интерес к решениям BPM сохраняется на одном уровне: сильно не растет, но и не падает. Около десяти лет подряд аналитики оценивают рост рынка в 10-15%. По мнению представителей рынка, массово системы автоматизации бизнес-процессов не внедряются из-за того, что большинство менеджеров и владельцев бизнеса не понимают, что такое управление процессами. "Сейчас идеей BPM интересуются в основном ИТ-специалисты и узкий круг продвинутых менеджеров, - отметил аналитик CNews Analytics Станислав Макаров. - У нас есть профессионалы в сфере BPM, но самой профессии нет, поэтому специалисты по процессам не востребованы на рынке труда".

Борис Титов: Бизнес в России стало делать удобно, но не слишком выгодно

Проведенный в прошлом году компанией "Логика BPM" опрос показал, что уровень процессной зрелости российского бизнеса растет. "В опрошенных компаниях массово идет описание бизнес-процессов. Однако самой популярной целью, ради которой внедряется процессный подход, является регламентация и стандартизация, но не повышение эффективности бизнеса. Продолжается переход от "партизанских" BPM-инициатив к централизованным проектам, создаются "процессные офисы", - рассказал директор по консалтингу "Логика BPM" Андрей Коптелов. Еще одной причиной медленного внедрения BPM является то, что в России управление бизнес-процессами часто подменяется понятием "управление документооборотом". "Не только в России, но и в мире число проектов BPM существенно уступает количеству проектов СЭД. Системы электронного документооборота призваны навести порядок в канцелярии, а системы управления бизнес-процессами нужны для повышения эффективности бизнеса, - пояснил президент компании "Бизнес-Консоль" Анатолий Белайчук. - И для построения эффективной системы BPM недостаточно купить программное обеспечение, нужно менять подход к управлению компанией. Здесь важны три аспекта: управленческий, технологический и проектный".

По наблюдениям экспертов, развитию рынка решений по управлению бизнес-процессами будут способствовать четыре ИT-тренда: развитие облачных технологий, мобильности, социальных сетей и аналитики. Тенденцию к росту аналитики в BPM демонстрирует методология Process Mining, предназначенная для "рентгена" бизнес-процессов: аналитическая обработка следов пользователя в информационных системах позволяет увидеть и описать существующий процесс. "Социальность упрощает иерархию, когда можно напрямую обратиться к топ-менеджменту. Мобильность "убивает" регламенты, смешивая личное и рабочее пространства, увеличивая скорость принятия решений и вводя многозадачность - все это повышает потребность в управлении усложняющимися бизнес-процессами, - отметил Станислав Макаров. - Аналитика в реальном времени на каждом шаге бизнес-процесса помогает сделать сам BPM более адаптивным. Облака размывают границы организаций, они начинают взаимодействовать электронно, и здесь тоже требуется BPM. Поэтому не важно, будет ли система BPM облачной или нет, если организация не готова к процессному подходу".

Бизнес