Расширение полигонов не панацея, ведь город растет, и вот уже в Приморском районе спроектирован новый квартал вблизи Северного полигона, возле Волхонки планируется появление нового жилого комплекса. Ежегодно петербуржцы выкидывают 1,7 миллиона тонн отходов. Экологи подсчитали, что если не вывозить мусор из города три дня, то он толстым слоем покроет Московский проспект на участке от Сенной площади до Пулково. Почему в мегаполисе не решается мусорная проблема, разбирался корреспондент "Российской газеты".
Зерна от плевел
Фраза, что "мусор - это настоящее золото", уже набила оскомину. Из вторсырья можно заново сделать что-то полезное, но отчего-то на широкую ногу сбор металлолома и макулатуры был поставлен только в СССР. Сейчас вроде и возможностей больше, но частники никак не найдут в мусоре золотую жилу. Все упирается в сортировку.
О том, что эксперимент по раздельному сбору мусора провален, городские власти заявили в начале года. А ведь все начиналось так хорошо. Возле жилых домов стали появляться контейнеры разных цветов, чтобы в один бак люди складывали стекло, в другой - бумагу, в третий - пищевые отходы. Чиновники рапортовали, что эксперимент успешен, но, как выяснилось, баки заполнялись так же, как и обычные. Мусор никто не сортировал.
Юристы заявляли, что в ЕС за выброшенный не в тот контейнер мусор налагают серьезные штрафы. А вот, по мнению активистов Гринпис, и самого эксперимента не было. Сразу же после того, как власти города отказались от раздельного сбора мусора, представители петербургского отделения организации написали письмо в Смольный, где утверждали, что контейнеры ставили хаотично, ответственность и стимулы для участников не были прописаны.
Между тем к раздельному сбору мусора теперь обращается Ленобласть. На недавнем заседании Общественного экологического совета при губернаторе обсуждались вопросы реализации плана раздельного сбора мусора. Хотят выбрать небольшой город с населением 10 тысяч человек и поставить там разноцветные контейнеры. Так как отходов будет несравнимо меньше, чем в мегаполисе, то власти и активисты смогут получить более точные данные, сколько человек готовы сортировать свой мусор.
Ну а пока отходы отделяют по старинке, то есть вручную. Занимаются этим в многомиллионном городе на постоянной основе лишь два предприятия: одно находится в Янино, другое - на Волхонском шоссе. Принцип действия одинаков. Сотрудники в перчатках и респираторах выбирают каждый свою фракцию: пластиковые бутылки, картон, алюминиевые банки, ветошь. Петербургские предприятия поставляют на переработку четыре вида полимерного сырья.
Два вида пластиковых бутылок (белые и цветные), пленку, а также полиэтилен низкого давления (флакончики из-под шампуней и прочей бытовой химии). И все. В то же время сейчас промышленность производит более 400 видов пластика, и большая его часть используется при изготовлении упаковки. Все это вещи одноразовые, а линий по переработке такового вида сырья в России нет.
Полный полигон
Переработка в Санкт-Петербурге, да и в стране в целом, пока неглубокая. В лучшем случае объем мусора после сортировки сокращается на треть. Но и через сортировочные цеха проходят не все отходы. Закона, который обязывал бы предприятия и организации, обслуживающие жилые дома, отправлять свой мусор на переработку, нет. Поэтому каждый действует, исходя из экономических соображений. А расчет получается следующий: с квадратного метра жилплощади петербуржцы платят за мусор чуть более трех рублей. Для управляющей компании важно одно: чтобы мусор увезли, а что с ним дальше делать, решает перевозчик. При этом тариф на захоронение отходов в три раза ниже, чем на переработку. И это не только проблема Петербурга. Аналогичные тарифы приняты в большинстве регионов страны.
Плюс ко всему сортировочных цехов мало. Проектом целевой программы борьбы с отходами, рассчитанной до 2020 года, предусмотрено строительство еще двух предприятий по сортировке. Однако когда три года назад в Санкт-Петербурге рассматривался проект государственно-частного партнерства, город обещал инвесторам лишь гарантированные поставки мусора в течение 30 лет. Тарифы же менять никто не собирался.
В программе прямо указано, что сейчас предприятиям выгоднее везти мусор прямиком на полигон, минуя стадию переработки. Правда, о том, как изменить эту тенденцию, в документе ничего не говорится. Основное внимание в нем уделено полигонам. От обычной свалки он отличается тем, что на землю стелется непроницаемый материал и отходы складируются по секциям - картам. У каждого такого объекта есть определенный класс опасности, выше которого отходы не принимаются. Согласно СанПиНам, полигоны ТБО изначально создаются как временные объекты, и в перспективе каждый из них должен быть рекультивирован.
На практике ситуация иная. Например, полигон "Красный Бор", что недалеко от Колпино, принимает особо опасные отходы, в том числе и токсичные. Он был построен в 1968 году, планировалось, что лет через 15 объект закроют. Но токсичные отходы все накапливаются, карты уже переполнены, поэтому принято решение об увеличении площади полигона. Председатель комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Валерий Матвеев недавно заявил, что мера эта вынужденная, так как складировать опасные отходы больше некуда.
План: сжигать
Очевидно, что бесконечно увеличивать площадь полигонов ТБО невозможно. Переработка мусора массовой не становится, поэтому власти пытаются мусор сжигать. А жители протестуют. Один из мусоросжигательных заводов планируется построить в Красном Бору. - Его проектная мощность такова, что можно будет сжигать новые отходы и постепенно уничтожать старые, которые сейчас лежат в картах. Я считаю, что это единственный выход из ситуации, - заявил Матвеев.
Председатель комитета по природопользованию утверждает, что завод будет построен за бюджетный счет по новым технологиям, и количество вредных выбросов в атмосферу окажется минимальным. Люди, правда, председателю комитета не верят. Все они живут неподалеку от "Красного Бора", и когда в 70-е годы покупали там квартиры, то были уверены: пройдет несколько лет и полигон закроют, территорию приведут в порядок.
- Если не сжигать мусор, то город в нем просто утонет, - убежден глава комитета.
- Сжигание отходов само по себе неправильно. Во-первых, уничтожается сырье, из которого можно было бы что-нибудь произвести. Во-вторых, в воздух выделяется большое количество диоксинов, отравляется среда, страдают люди. Пока проекта мусоросжигательного завода в Красном Бору нет, но власти постоянно твердят, что строить его будут, - говорит руководитель проектов токсической программы Гринпис Рашид Алимов. - В ближайшие месяцы там начнется выпаривание воды из карт. Это временная мера, она позволит хоть немного снизить напряженность.
Пока в городе нет ни одного проекта мусоросжигательного завода. Но о его строительстве говорится уже лет десять. В 2008 году был объявлен инвестиционный конкурс на строительство такого объекта в Красном Бору, его выиграло петербургское предприятие, однако завод в итоге был построен в Красноярском крае. Но примеры успешного государственно-частного партнерства в данной отрасли в стране есть. По данным руководителя экологической организации "Зеленый Крест" Юрия Шевчука, недавно инвесторы построили крупный завод по утилизации мусора в Екатеринбурге, и предприятие работает эффективно. В качестве стимула власти подняли тарифы на вывоз и переработку мусора.
Еще один мусоросжигательный завод хотели построить возле поселка Горелово. Правда, после протестов экологов от этого плана отказались. Зато власти теперь рассматривают проект такого комплекса возле Левашово, что в Выборгском районе Ленинградской области. Местные жители уже объединяются в группы и пишут письма протеста.
Свалка. Зато бесплатно
Пока власти и общественники думают, что делать с полигонами, Санкт-Петербург обрастает несанкционированными свалками. Объем нелегального мусора уже превысил три тысячи кубометров. Чтобы предотвратить образование несанкционированных свалок, Смольный начал новый эксперимент. В Московском, Колпинском и Красногвардейском районах управляющие компании теперь должны заключать договоры не с перевозчиками мусора, а напрямую с перерабатывающими компаниями. Планируется, что благодаря этой мере количество стихийных свалок сократится, а глубина переработки увеличится. Правда, бытовых стихийных свалок в городе не так уж и много. Основной поток нелегального мусора в Санкт-Петербурге идет со строек и с предприятий. Организаторов свалок иногда удается вычислить, их штрафуют, заставляют приводить территорию в надлежащий вид. Но, к сожалению, ответственность бизнеса в этой сфере пока недостаточна.
Например, по данным организации "Зеленый фронт", в поселке Понтонном неизвестные граждане засыпали целое озеро старым асфальтом и автомобильными покрышками. А в поселке имени Свердлова организация, которой поручили рекультивацию территории, вместо того чтобы привести на участок чернозем, засыпала все мусором.
Штрафы для предприятий, сбрасывающих мусор в овраги, растут чуть ли не каждый год. Но мусора с каждым днем становится все больше, и он все ближе подступает к городу.