16.04.2014 20:33
Экономика

В уральском ресторане появится электронное меню

Мобильные технологии меняют лицо общепита
Текст:  Наталия Швабауэр (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6359)
Уже в апреле в одном из ресторанов Екатеринбурга появится первое электронное меню. По оценкам аналитиков, инновация позволит увеличить оборот на 25 процентов, объем выручки - на 30. И к тому же сведет к минимуму вероятность ошибки или грубости персонала.
Читать на сайте RG.RU

Участники проекта пока не раскрывают ни название ресторана, ни сумму затрат. Правда, пообещали пригласить журналистов на запуск системы, чтобы они могли лично убедиться в удобстве нового общепитовского девайса и собрать отзывы посетителей.

Официант со стилусом

Надо сказать, что за рубежом eMenu на базе сенсорных терминалов рестораторы успешно применяют уже с десяток лет. Наиболее активно его осваивают в Японии, Израиле, Великобритании, Франции, Голландии, США и ЮАР. Самая распространенная разновидность eMenu - электронные блокноты для официантов. По сути это переходная форма, где выбор еды осуществляется по старинке, с помощью бумажного буклета, а вот оформляется заказ прямо у столика с помощью портативного коммуникатора.

При полном самообслуживании роль официанта сведена к минимуму. Клиент сам выбирает блюда с помощью вмонтированного в стол сенсорного экрана или планшета. Электронное меню, помимо ярких фотографий и цен, содержит полную информацию о составе и сочетаемости блюд и даже видеоролики о том, как их готовят. Достаточно просто перетащить выбранные позиции в "корзину". Официанту остается лишь проверить заказ и переслать на кухню. Аналогичным способом можно потребовать счет.

Наконец, третий вариант интерактивного взаимодействия гостя с рестораном - мобильное приложение. Оно устанавливается на телефон и позволяет забронировать столик заранее, еще до прихода в кафе, заказать блюда, оформить их доставку. Как правило, такие программы включают блок лояльности, позволяющий копить бонусы, оставлять отзывы, узнавать своевременно об акциях.

Wi-Fi на десерт

В Екатеринбурге открылось кафе для любителей кошек

Российские заведения HoReCa (сфера индустрии гостеприимства, от английских слов hotel, restaurant, cafe - прим. ред.) проявили интерес к подобным новшествам еще до кризиса 2008 года, однако практическому внедрению тогда помешала дороговизна "железа" и дефицит русифицированных приложений. К 2014-му ситуация изменилась. Сегодня существует порядка 30 программ типа "Электронное меню" и "Мобильный официант" для iOS и Android, внедряются они пока преимущественно в городах-миллионниках.

В Екатеринбурге уровень автоматизации ресторанной сферы, по разным оценкам, достигает 80 процентов, однако охватывает она в основном учет продуктов. Всего в 20 точках общепита официанты вооружены коммуникаторами и установлены интерактивные терминалы на кухне.

На электронные меню среднеуральские рестораторы заглядывались уже года два, но все никак не решались. Причина - высокая стоимость подобных проектов. Так, покупка 10 планшетов в антивандальных чехлах обойдется в 160 тысяч рублей, сенсорный монитор для стационарной установки над столом - 40-50 тысяч, профессиональная фотосессия блюд - 12-15 тысяч. Добавьте сюда расходы на Wi-Fi, причем для электронного меню точек доступа нужно больше и они должны быть мощнее, чем обычная гостевая сеть, чтобы сигнал не пропадал во время передвижения официанта по залу, - выходит кругленькая сумма в 400-500 тысяч рублей. У альтернативных проектов с собственной радиоволной ценник тоже начинается от 400 тысяч. Разработчики систем уверяют, что расходы на автоматизацию окупаются за 4-6 месяцев, но для большинства кафе и баров это очень значительная сумма.

Столик в обороте

Рано или поздно каждое заведение общепита сталкивается с ситуацией, когда в зале сидят голодные клиенты, повара торопятся и срывают зло на официантах, а те мечутся меж двух огней и толпятся в очереди к платежному терминалу.

- Допустим, зона обслуживания официанта - четыре стола, все их заняли одновременно, значит, до кухни заказ первых посетителей дойдет минут через 15, - рассуждает Кирилл Худяков, региональный менеджер компании-производителя коммуникаторов. - Сократив период оформления заказа и выписки счета до 1-2 минут, ресторатор может повысить оборачиваемость столов на 35 процентов, средний чек - на 25 процентов.

Среди других преимуществ электронного меню - возможность в режиме нон-стоп удалять или добавлять блюда, менять дизайн в соответствии с сезоном или какими-то событиями, размещать контекстную рекламу.

Также новинка, по отзывам рестораторов, позволяет экономить на кадрах. В среднем фонд оплаты труда сокращается на 15 процентов, да и сама перманентная смена персонала уже не кажется катастрофой.

- Во-первых, благодаря автоматизации его требуется меньше. Во-вторых, отпадает необходимость в подробном инструктаже новичков: планшет сам выдаст клиенту максимум информации на нескольких языках, что особенно актуально для городов с большим турпотоком. Базу данных можно отсортировать по типам блюд, способу приготовления, цене, калорийности, выделить национальную или вегетарианскую кухню, - комментирует Евгений Найдин, участник екатеринбургского проекта еMenu.

Сфера применения электронного меню, по мнению участников рынка, достаточно широка: это могут быть не только рестораны, но и небольшие бары, отели, кафе быстрого обслуживания, VIP-кинозалы, закрытые пляжи и SPA-салоны.

Улыбка не отменяется

С 1 июня 2014 года вступет в силу вторая часть "антитабачного" закона

Вместе с тем эксперты предостерегают рестораторов от тотальной автоматизации. В первую очередь новшествам будут сопротивляться сотрудники, получающие чаевые. Чтобы еMenu не стало мощным демотиватором, необходимо пересмотреть структуру премиальных, привязав их к количеству заказов, сделанных через мобильный девайс. В конце концов можно поэкспериментировать с концепцией Waiter runner, широко использующейся в Европе: официант-"звезда" постоянно находится в зале, общается с гостями, рекомендует блюда. Остальные его коллеги по сути выполняют роль носильщиков блюд, уборщиков столов и т. п.

По мнению Михаила Кандаурова, директора консалтингового агентства, наиболее ощутимый эффект от электронных технологий получают крупные заведения общепита и сети. Маленьким кафе, где трафик незначительный, вполне подойдет обычная форма обслуживания - внимательный, предупредительный официант как основной инструмент продаж. При этом он должен быть лояльным ко всем и всегда в хорошем настроении, а это непросто. К тому же к концу смены сказывается усталость и тут будут полезны интерактивные подсказки об акциях, спецпредложениях. Система станет постоянно напоминать сотруднику: "Предложи закуску к пиву, десерт к кофе...".

- Предполагаю, что сначала новинка заинтересует и потребителей, и персонал, потом может последовать этап отторжения, но на третьем уровне собственник добьется своего: кросс-продажи будут производиться на автопилоте, - уверен Михаил Кандауров.

Кстати

Даже в екатеринбургских кафе пока нечасто встретишь линейный персонал, владеющий английским. По словам Владимира Боликова, заместителя главы администрации города по вопросам потребительского рынка и услугам, из более чем 2000 точек общепита только 200 используют меню на английском, при том, что в этой сфере работают 50 поваров из стран дальнего зарубежья, представлены 34 национальные кухни. Замглавы надеется, что ситуация изменится к Чемпионату мира по футболу 2018 года - хотя бы в центральных районах мегаполиса.

Товары и цены Технологии Екатеринбург Урал и Западная Сибирь