Принятое заявление действительно ставит целью деэскалацию ситуации на Украине. Но не только на ее юго-востоке, а на всей без исключения территории страны. И если Киев выдергивает из контекста принятого документа только те пункты, которые ему удобны в качестве обоснования своих силовых действий, то в конечном счете эффективность такого урегулирования окажется равной нулю.
Что же на самом деле записано в принятом заявлении? Участники переговоров осудили проявления - внимание! - "экстремизма, расизма и антисемитизма" на Украине. Как стало известно "РГ", украинская делегация настаивала, чтобы в текст был также внесен пункт об осуждении "терроризма". На этом настаивал премьер Украины Арсений Яценюк. Замысел понятный - украинские власти утверждают, что проводят на юго-востоке антитеррористическую операцию. Если бы в заявлении появился пункт об осуждении терроризма, это означало бы, что участники женевской встречи осуждают и проходящие в регионах протесты. Но Россия и США выступили против формулировок, которые подавали бы неверный сигнал Киеву и лишь усилили бы градус противостояния.
Однако уже на следующий день после встречи в Женеве премьер Украины Арсений Яценюк как ни в чем не бывало объявил, что в женевском заявлении был осужден "терроризм". Хотя отлично знал, что ничего подобного документ не содержит.
Другой не менее хитроумный ход Киева заключался в формулировках, относительно возможной амнистии участников протестов. По данным "РГ", украинский министр иностранных дел настаивал, чтобы такая амнистия была объявлена людям, сдавшим оружие и не совершавшим тяжких преступлений. Иными словами, те задержанные жители юго-востока, которые выходили на мирные акции протеста и не имели оружия, под амнистию не попадали. Это было неслучайно. Киев не хочет отпускать по амнистии арестованного за сепаратизм народного губернатора Донбасса Дмитрия Губарева. А ведь тот никакого оружия в момент ареста не имел и выражал свои требования абсолютно мирно. Освобождение Губарева, который уже стал символом донецкого сопротивления, является одним из требований участников протестов.
В итоге вариант Киева по амнистии был отвергнут в пользу более точной и широкой формулировки об амнистии всех участников протестов, не совершивших тяжких преступлений.
Переговоры в Женеве, которые длились почти десять часов, шли трудно - слишком много "подводных камней", способных в будущем торпедировать достигнутое соглашение, пыталась внести в совместное заявление украинская делегация. При этом все участники переговоров понимали: нет гарантий, что с принятым документом согласятся в Киеве. И не предпримут шаги, чтобы отказаться от его выполнения. Тем более - когда в Женеве выяснилось, что министр иностранных дел Украины был не в курсе инициативы пограничной службы, запретившей въезд на территорию страны из России мужчинам от 18 до 65 лет.
Так можно ли после этого верить словам главы украинского дипломатического ведомства, если "правая рука" на Украине часто не ведает, что творит "рука левая". Или не хочет ведать…
Обещания премьера Украины Арсения Яценюка провести конституционную реформу гласно, с широким обсуждением, не снимает другой, пожалуй, самой трудной проблемы - как разоружить незаконные вооруженные формирования на Украине. В женевском заявлении записано, что это разоружение должно затрагивать "всех без исключения граждан и все без исключения регионы Украины". Но до сих пор попытки и.о. главы МВД Арсения Авакова разоружить боевиков "Правого сектора" завершались неудачей. И если те временно отбыли из Киева в свои лагеря, это не означает, что они добровольно сдадут оружие. Примерно так же обстоит ситуация с "силами самообороны "майдана".
Попытка украинских властей легитимизировать боевиков различных националистических группировок, приняв их в ряды Национальной гвардии, не дала результата. В итоге и сама гвардия постепенно превратилась в националистическую группировку, способную в любой момент выйти из-под контроля по команде своих политических руководителей.
Еще одно требование участников женевской конференции - освобождение захваченных административных зданий и очистка от баррикад и блок-постов улиц и площадей. Но выдвигая требования и ультиматумы к участникам акций протеста на юго-востоке, украинские власти не предпринимают никаких шагов для разоружения контролирующих украинскую столицу военизированных отрядов. Один украинский журналист на конференции в Женеве и вовсе убеждал меня, что все представители "Правого сектора" - агенты Москвы. А значит разоружать их должна… Россия.
По сути, Киев уже заявил публично об отказе выполнять одно из положений женевской конференции по деэскалации конфликта: вооруженные силы и спецслужбы Украины не будут выведены в места постоянной дислокации из юго-восточных регионов. Нет никаких признаков, свидетельствующих о начале разоружения незаконных вооруженных формирований, разблокировании улиц. По-прежнему остаются за решеткой люди, арестованные за то, что высказывали свое мнение о будущем государственном устройстве Украины, отличное от мнения нынешних властей.
При этом официальный Киев требует от юго-востока разоружаться в одностороннем порядке, отделываясь лишь обещаниями, что в будущей конституции требования русскоязычного населения будут учтены и полномочия регионов расширены. Словом, все происходит так, как предлагал один из новоназначенных на юго-востоке украинских чиновников, который говорил: "Надо пообещать им все, что они хотят. А вешать их будем потом".
Сегодня словам нынешних украинских властей доверия нет. Киев обещает - что семечки грызет.
Слишком много различных политиков, занявших руководящие кресла в ходе госпереворота, сегодня делят власть и электорат. Отсюда решения украинских властей, которые подливают масла в огонь внутригражданского конфликта, отсюда нежелание, а, возможно, и неспособность официального Киева выполнять ключевые условия женевского соглашения. Только когда киевские власти покажут свою дееспособность и начнут реально, а не на словах выполнять ключевые положения грядущего урегулирования - разоружат боевиков и объявят амнистию политзаключенным, - только тогда встречные шаги предпримут протестующие регионы.
И, конечно, Киеву нужно отстранить от управления регионами олигархов из свиты экс-премьера Юлии Тимошенко. Всего несколько месяцев назад совет "майдана" принял решение о том, что люди, входящие в первую сотню украинских богачей, не должны иметь доступа к власти. Но "майдан" закончился, и "денежные мешки" Украины немедленно разобрали вакантные регионы и должности. Против таких политических элит выступает юго-восток, где считают, что присутствие в губернаторских креслах давно скомпрометировавших себя коломийцев и тарут не будет способствовать национальному примирению и повышению уровня жизни простого населения.