Новый крупный скандал назревает в столице. Байкеры уже угрожают перекрыть Садовое кольцо, если проблема не будет решена. Причем проблема не нова. Она уже всплывала в прошлом году, однако была решена в пользу владельцев двухколесной техники. В этом году столичная Госавтоинспекция дала разъяснения, суть которых в том, чтобы запретить ставить такую технику на учет. При этом законы, на которые ссылаются столичные инспекторы, за прошедший год не претерпели никаких изменений.
Итак, о чем речь. Не все байкеры покупают свою технику у официальных дилеров. На рынок завозится много мотоциклов так называемыми серыми дилерами, а также просто частными лицами. Так вот, купив такой агрегат, его законные владельцы сталкиваются с тем, что просто не могут поставить машину на учет в ГИБДД, а значит, получить номера и, как законопослушные люди, ездить на новом транспортном средстве. Собака, что называется, зарыта в 17-м пункте паспорта транспортного средства. Дело в том, что в этом пункте должен быть указан либо номер такого документа, как оценка соответствия единичных транспортных средств, либо номер сертификата безопасности транспортного средства.
Это правило было введено техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств. И сделано это было именно для того, чтобы оградить водителей и пешеходов от непонятных машин, ввезенных неизвестно кем и поэтому не гарантирующих их безопасность. То есть защитить людей от серого импорта.
Однако у этого правила есть исключения. Напомним, что паспорт транспортного средства на эту технику выдает таможня. Причем паспорт - это документ, который, как это звучит на бюрократическом языке, вводит эту машину в обращение на территории РФ.
Начнем с того, что требование о сертификации не распространяется на уже выпущенные в обращение на территории РФ машины. Второе исключение - автомобили и мотоциклы, ввезенные для личного пользования, то есть частными лицами. Они также не должны проходить такую сертификацию. Эти исключения установлены Таможенным кодексом Таможенного союза.
Третье исключение установлено разъяснениями Коллегии Евразийской экономической комиссии N 294 от 12 декабря 2012 года. В соответствии с ним в отношении товаров, бывших в употреблении, предъявлять сертификаты безопасности или оценки соответствия не требуется. Это международный документ, поэтому его статус выше внутрироссийских.
Именно благодаря этим исключениям таможня выдает паспорта, в которых в 17-м пункте записано "отсутствует". Но теперь с такими паспортами приходится мучиться уже владельцам техники, которым ГИБДД отказывает в регистрационных действиях.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в таможне, если мотоцикл (или машину - разницы нет) ввозит юридическое лицо, то оно обязано предъявить соответствующие технические документы. И только тогда на этот транспорт будет выдан паспорт, а в 17-й пункт записан номер документа. Если ввозит частное лицо для собственных нужд, то в этой графе будет написано "отсутствует". Гораздо сложнее с ввозом б/у техники. Если ее ввозит юридическое лицо, то ему потребуется доказать, что эта техника была в эксплуатации. В качестве подтверждения в таможню представляется документ о том, что этот мотоцикл уже стоял на учете, то есть был допущен к эксплуатации в той или иной стране. И тогда юрлицу не потребуется проводить сертификацию этого мотоцикла. И снова в пункте 17 ПТС будет стоять "отсутствует". А если юрлицо получило паспорт с такой отметкой на новый мотоцикл или без доказательств того, что он действительно б/у, то необходимо уже всерьез разбираться с таможенником, выдавшим этот документ и непосредственно с юрлицом.
Но в столичном ГИБДД это аргументом не считают. По их мнению, разъяснения ЕЭК касаются только требований к документу со стороны таможни. А чтобы поставить мотоцикл на учет, не важно физическое ты лицо или юридическое, будь добр предоставить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. При этом в своем разъяснении ГИБДД Москвы допускает грубейшие ошибки. Цитирую - "Госавтоинспекция информирует, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения": "Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается".
Однако в этом законе (в последней редакции) в этом пункте говорится совсем о другом. Часть 1 статьи 15 говорит, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Ни о каком запрете регистрации здесь речи не идет.
В Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения свое мнение пока не сформировали. Однако, есть мнение, что ГИБДД не имеет права отказывать тем, у кого машина растаможивалась на частное лицо без этого сертификата. Что касается юрлиц, то надо разбираться в каждом случае.
Между тем мотосезон уже открыт и байкеры заметно нервничают в ожидании новой техники. С чем еще им предстоит столкнуться? Впрочем, полувыход из этой истории тоже найден. Некоторые байкеры добровольно отправляются за получением такого сертификата. И его им за их же деньги выдают. Хотя если судить строго по закону, то получить такой сертификат можно только до того, как мотоцикл получил ПТС, то есть выпущен в обращение. Пора бы уже Главку выпустить свое разъяснение , чтобы ни у кого больше не возникало вопросов, как поставить иномарку на учет.