"Как вас туда занесло? - с улыбкой встретил ребят Владимир Путин. - Вы зачем туда поехали? Всех напугали". Руководитель экспедиции Матвей Шпаро рассказал, как было сложно и как отважно ребята справлялись с трудностями. Дети тоже делились впечатлениями, например, как страшно было идти по тонкому льду, или как тяжело вставать морозным утром разжигать примусы.
В любой момент экспедиция могла вызвать спасательный вертолет, но держалась до конца в отличие от иностранных, взрослых команд. Американцы в итоге так и не дошли, а китайцы эвакуировали обмороженных. За все время похода никто ни с кем ни разу не поссорился, наоборот, все друг другу помогали, рассказал Уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов. "Экстремальные условия меняют характер в лучшую сторону и сплачивают людей", - кивнул президент, а ребят назвал серьезными полярниками и предложил принять участие в молодежном движении Русского географического общества.
Экспедиция этого года действительно была едва ли не самой сложной. Погода, словно специально, испытывала на прочность. В команде - воспитанники коррекционных школ и детских домов, вместе с ними покорять Северный полюс отправился Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. 18 апреля они подняли российский флаг на самой северной точке земли. Но приключения не закончились.
По сложившейся традиции с полюса команду на вертолете забирает создатель и руководитель Клуба "Приключение" Дмитрий Шпаро с командой журналистов. В этом году в их число попала и автор этих строк. Вылететь за экспедицией мы планировали ранним утром 19 апреля и по всем подсчетам уже поздно вечером забрать команду с полюса. Но не тут-то было: погода решила иначе. Лишь днем она позволила нам отправиться в Мурманск, а там задержала на целых два дня.
Ребята и их наставники терпеливо ждали, когда снежная буря успокоится, и самолет сможет вылететь за ними. Льдину, на которой они разбили свой лагерь, относило все дальше и дальше от центральной точки Северного полюса и дрейфующей станции "Барнео", откуда их должен был забрать самолет. В Мурманске команда во главе с Дмитрием Шпаро нервно сидела на чемоданах, готовая в любую минуту лететь.
Неопытному человеку сложно понять, почему при ясном небе и ярком солнце командир экипажа уверяет, что погода нелетная. Но кому как не летчикам-полярникам знать специфику таких сложных полетов. Вот им и приходилось едва ли не на пальцах объяснять команде журналистов, каждые пятнадцать минут теребивших вопросом: "летим?", есть такое понятие - "низовая метель". Как бы ярко ни светило солнце, видимость при посадке плохая, и это крайне рискованно.
Но у экспедиции, задержавшейся на полюсе на целых два дня, заканчивались запасы еды и керосина для обогрева палаток.
"Матюша, ну как вы? Лететь опять не можем, погода не пускает. Всем ребятам от нас привет. Держитесь!" Никакой паники и необдуманных поступков. Шпаро-старший повторяет: "Для полярников важно терпение". Но и терпению, бывает, приходит конец. В итоге вертолет с дрейфующей станции "Барнео" отправился за экспедицией без команды, ожидающей вылета в Мурманске. Лишь спустя ночь самолет вылетел за ребятами, чтобы уже доставить их в Москву.
Ребятня, уставшая, но счастливая, встретила нас на "Барнео". Правда, об усталости можно узнать лишь из их рассказов. Улыбаются - будто и не утомил их вовсе капризами Северный полюс. По словам полярников, погода в этом году была самой суровой за последние годы: метель, неутихающий сильный ветер, температура минус 40. Не давал унывать ребятам, подбадривал их омбудсмен Павел Астахов. Признаться, он и сам выглядит счастливым, словно ребенок. Хотя вспомнить, как подтягивали льдину для переправы, а она, надвигаясь, издавала дикий хруст, - так просто жуть. Но дети оказались смелыми и выносливыми: "Все проваливались в трещины, все побывали подо льдом. Но ребята просто молодцы. Победили самих себя, а это самое сложное".
Один из руководителей экспедиции, Матвей Шпаро, рассказал нам, что всегда считал: он может любого ребенка убедить покорить Северный полюс - но в этот раз действительно все оказалось гораздо сложнее. Иногда ему даже казалось, кто-нибудь на полпути скажет: "Ну его, этот ваш Северный полюс. Эвакуируйте меня на вертолете домой!".
В первые же дни Ахурамазд Муминджанов обморозил пальцы рук, и остальным ребятам пришлось "стать его руками" на все время экспедиции: вытаскивать из тройных варежек обмороженные руки, чтобы, к примеру, застегнуть куртку, ему ни в ком случае было нельзя. Но никто не сдался: боролись с погодой и с собой до последнего. Как сказал Николай Зайцев, один из участников экспедиции, кадет Борисоглебского кадетского корпуса Воронежской области, самое страшное было не дойти до заданной точки, сломаться и не выдержать. Что он испытывает теперь, когда все позади? Гордость за ребят, за свою маму, которая воспитала его таким, за свой Кадетский корпус. И за себя, конечно!
Ксения Герман, студентка педагогического колледжа No 2 из Нижнего Тагила, призналась, что она бы своих детей обязательно отпустила в такое путешествие. И ей было немного грустно прощаться с Северным полюсом. Но она постарается попасть сюда еще раз - ведь будут же еще экспедиции!