Планируется, что скрябиновские "Прометей" и Третья симфония будут постоянно звучать на маршруте Московского Пасхального фестиваля. В этом году фестиваль размахнулся на 30 000 км российских гастролей и уже отыграл часть своих программ в регионах: Калининграде, Мурманске, Североморске, Беломорске, Петрозаводске. На местах выступали и полным симфоническим составом и отдельными группами: брасс-ансамблем, Страдивари-ансамблем. В Мариинке-2 показали премьеру "Лоэнгрина". Почерк Гергиева узнаваем: экстремальные показатели по количеству произведений, концертов, километров, героизму оркестра, играющего по два концерта в день. Это - специфический феномен Московского Пасхального фестиваля.
Открылся фестиваль, как всегда, в Большом зале консерватории обширной программой из музыки Римского-Корсакова, Мусоргского и Скрябина. Сначала исполнили сюиту из оперы "Сказка о царе Салтане" с той фирменной корсаковской "живописью", на которую наточен оркестр Мариинского театра: гигантские мягкие волны струнных в эпизоде "Три чуда" (появление богатырей из пены морской), колкое, ерническое соло флейты-пикколо "Во саду ли, в огороде" (куплет белки, грызущей золотые орехи), мерцающая ледяными переливами арф и пиццекато струнных тема Царевны-лебедь. В том же ключе живописующей музыки, прозвучал и вокальный цикл Мусоргского "Детская" в оркестровке Родиона Щедрина. В исполнении Анастасии Калагиной это трогательное и единственное в своем роде музыкальное повествование от лица ребенка о его первых потрясениях и переживаниях, приобретающих грандиозные масштабы (ссора, молитва, игра с куклой, разговор с няней), прозвучало с нежной хрупкой интонацией и с тонкой артистической разрядкой на голоса "персонажей". В итоге сложнейший для исполнения речитатив Мусоргского, с его пульсирующими ритмами, захлебывающимися скороговорками, простодушной детской молитвой и изобретательной оркестровкой Щедрина, трансформировался в маленькую и экспрессивную по духу монооперу.
Главным же акцентом вечера стало исполнение скрябиновских сочинений - "Прометея" (Поэма огня) и Поэмы экстаза. В "Прометее" солировал Денис Мацуев, который только что исполнил это сочинение с Гергиевым и Лондонским симфоническим оркестром в Барбикан холле.
По сути, "Прометей" - концертный раритет, появляющийся в афише крайне редко не только из-за своей "синтетической" структуры (хотя световую строку партитуры Luce не воспроизводили и на этот раз), но и потому, что требует огромного исполнительского состава, включающего хор. В Большом зале консерватории к исполнению "Прометея", привлекли детские хоровые коллективы: Капеллу мальчиков нижегородского хорового колледжа им. Л.К. Сивухина и Московскую Хоровую капеллу мальчиков. И надо заметить, что сложный ансамбль хора с оркестром удался. Ритмическое rubato, качающиеся, словно свингующие ритмы у Мацуева, хрустальный звук рояля, погружающий в надмирную скрябиновскую среду, вьющиеся трелями и форшлагами скрипки, крупные звуковые кульминации оркестра - все вместе эффектно соответствовало скрябиновской космогонии. Так же, как и прозвучавшая во втором отделении Поэма Экстаза, с ее внутренним напряжением, фанфарами, экстатическими тутти и струнной негой. Гергиев эффектно стягивал оркестровый звук, словно в воронку, распускал в форшлагах и трелях, давил на форте, собирая громадные объемы и вытягивал звучности в длинные крещендо. Неожиданно в звуковом поле проскользнули и "тени" вагнеровских валькирий - свежая краска скрябиновского "Экстаза", к которому теперь Гергиев будет приобщать публику в разных российских городах.
Сегодня оркестр Мариинского театра выступит в Екатеринбурге.