22.04.2014 14:37
Экономика

Эксперты: Петербургская корюшка станет редким деликатесом

Почему корюшка переходит в разряд деликатесов
Текст:  Анатолий Медведь Вера Черенева
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №91 (6363)
Сезон корюшки в этом году начался на три недели раньше обычного. Рыболовецкие компании спешно набирают сотрудников на время путины, а на улицах города уже вовсю идет торговля рыбой. Цены кусаются. Мелкую рыбешку продают по 300 рублей за килограмм, а отборную корюшку - по 500. При этом львиная доля улова поступает на рынок без всякой переработки, отпускная цена у добывающих компаний не превышает 150 рублей за килограмм. Почему растет цена на корюшку, разбирался корреспондент "Российский газеты".
Читать на сайте RG.RU
Ловля корюшки в Финском заливе

Куда уходит улов

По данным Росрыболовства по СЗФО, в этом году планируется выловить 1300 тонн балтийской корюшки и 414 - ладожской. Разрешение на промышленную добычу получили 76 организаций и индивидуальных предпринимателей.

Относительно прошлого года цифры остались на том же уровне. Однако рыбаки со стажем уверенно заявляют: корюшки становится все меньше. Например, в Финском заливе в прошлом году добыли 325 тонн. А в середине 80-х ловили по две тысячи за сезон.

Эксперт: Количество корюшки в Балтийском море сократилось за десять лет в 30 раз

Председатель экологической организации "Зеленый фронт" Сергей Виноградов утверждает, что виновато загрязнение среды.

- На снимках из космоса видно, что Финский залив загрязнен. Соответственно, в его водах не хватает кислорода, и рыба не идет туда на нерест, - говорит Виноградов. - Усложнила ситуацию и дамба на Невской губе, раньше там традиционно нерестилась корюшка. Прибавьте к этому несоблюдение предприятиями элементарных экологических требований - работы ведутся в воде в период нереста.

Сокращают популяцию и браконьеры.

- Таких деятелей, конечно, в основном волнуют ценные породы рыб. Но в сезон они и корюшкой не брезгуют. Браконьеры используют волокуши. Это приспособления, которые загребают рыбу и достают до дна, отсюда и название, - объясняет директор ООО "Прибрежный лов" Николай Орлов. - Корюшка мечет икру как раз на дне. А браконьеры своими действиями нарушают этот процесс.

Правда, как отмечает Орлов, рыбы в водоемах пока достаточно. Не хватает предприятий и технологий.

Предприятие Орлова, как и многие фирмы, ведущие добычу на Волхове, создано на базе рыбоводческого колхоза имени Калинина. Оттуда же и часть техники, например барки. Закупать новые лодки и снасти сейчас, как признается предприниматель, нерентабельно. Все ресурсы для ловли рыбы дорожают с каждым годом, а отпускные цены поднимать не дают. Слишком велика конкуренция в отрасли.

- В позапрошлом году от правительства Ленобласти нам выделили субсидию, которая смогла покрыть часть затрат на функционирование компании. Мы смогли купить снасти и сэкономить на топливе, - говорит Николай Орлов. - Но, чтобы развивать производство, этого недостаточно. Многие компании работают еще на советской базе. И очевидно, что в ближайшие годы всем понадобится кардинальное переоснащение.

Перекупщики регулируют рынок

У корюшки есть особенность. В самом начале путины до 90 процентов всей пойманной рыбы идет на продажу в свежем виде. Уже когда петербуржцы отведут душу, а происходит это обычно в середине мая, корюшку отправляют на перерабатывающие предприятия. В Ленобласти их можно пересчитать по пальцам. На одном делают консервы, на другом рыбу сушат, есть цех, где корюшку вялят. Цена тоже отличается. Перерабатывающие предприятия закупают рыбу дешевле, чем оптовые базы.

Рыболовецкие компании сами рыбой не торгуют. Они передают улов посредникам, которые продают корюшку торговым точкам. В супермаркеты свежая корюшка поступает редко. Причина исключительно бумажная. Сетевые магазины ориентируются на большой объем поставок, кроме того, в договорах в графе "обязательства" фигурирует, сколько рыбы должна предоставить компания. А в рыболовецкой отрасли прогнозы - дело неблагодарное. В солнечный теплый день моряки обычно получают хороший улов, а чуть только похолодает, корюшка сразу уходит на дно. Кроме того, из 76 компаний, получивших разрешение в Росрыболовстве, большая часть это те, где трудятся до 15 человек. У них просто не наберется нужных объемов.

Торговая накрутка на корюшку составляет от 100 до 300 процентов

В супермаркетах чаще всего оказывается эстонская корюшка. В соседней стране и сезон начинается раньше, и технологий у рыболовецких компаний больше. Они имеют на балансе, в отличие от наших, как огромные холодильники, так и морозильные установки. Так что улов там не портится хоть до следующего сезона.

Рыбу из Ленобласти традиционно берут на реализацию несетевые магазины формата "у дома". Правда, гарантий, что корюшка там непременно будет, никто дать не может. Все зависит от активности мерчендайзера оптовой компании.

Возле станций метро и на оживленных улицах уже вовсю ставят рыбные лотки. С уличной торговлей Петербург борется давно, общение с лоточниками передано в районные администрации. Обычно уличные торговцы утверждают, что разрешения у них есть. Правда, как сообщили корреспонденту "РГ" в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка, временных разрешений на торговлю корюшкой в городе не выдают. Каждый год Росрыболовство проводит рейды. У продавцов должны быть товарно-транспортная накладная и ветеринарная справка, которая подтверждает качество и безопасность приобретаемой продукции. Нарушителей штрафуют, но на следующий день они снова ставят палатки на перекрестках.

Торговая накрутка на корюшку составляет от 100 до 300 процентов. При этом палаточники не обеспечивают покупателю никакой гарантии, что продукт качественный. На улице потеплело до 20 градусов, однако корюшка лежит в ящиках без всяких холодильников. О доходах уличных торговцев можно только догадываться.

Теоретически рыбаки сами могут продавать свой товар. Им обязаны предоставлять места на сельскохозяйственных рынках, где есть ветеринарный контроль. Индивидуальные предприниматели вправе обратиться в КУГИ и получить в аренду земельный участок для установки нестационарного объекта торговли.

Долгий путь к прилавку

Но путь для отдельно взятого предпринимателя получается слишком сложный. Расходы просто не покроют доходы, полученные в короткий сезон корюшки. Несколько лет назад в Росрыболовстве была идея - открыть рынок для рыбаков возле станции "Рыбацкое". Все осталось на словах.

Вторая идея - возрождение магазинов "Океан". Тридцать лет назад по стране их было больше 60, но в девяностые все позакрывались. Несколько лет назад Росрыболовством была предпринята попытка возрождения этого бренда. Обновленные "Океаны" открыли в торжественной обстановке на улицах Сестрорецкой и Маршала Жукова. Идея была в том, чтобы, минуя перекупщика, продавать петербуржцам свежую рыбу. По расчетам Росрыболовства цены в "Океанах" должны были быть на треть ниже общегородских, а это обеспечило бы стабильный приток покупателей. Но несмотря на иностранных инвесторов и широкую рекламу, обе точки закрылись.

Магазины, расположенные в спальных районах, не пользовались у покупателей большой популярностью, а потом и путина закончилась, рыбы стало мало. Эксперты тогда попеняли Смольному, что никаких налоговых преференций у магазинов не было, а в недрах Росрыболовства родилась еще одна идея - открыть не магазин, а целый логистический центр. Суть такова: чтобы работать эффективно, требуется не магазин, а целая сеть. Зацикливаться на одной рыбе рискованно. Отсутствие улова может привести к банкротству. А вот если объединить в одной сети всех местных производителей продуктов, то можно расширить ассортимент и составить серьезную конкуренцию уже существующим логистическим центрам и оптовым базам. На сегодняшний день проект находится в стадии рассмотрения. Площадка для мегаоптовой базы еще не определена, договоров на поставку продукции не заключали.

Ну а пока грандиозные проекты только планируются, сезон корюшки уже в разгаре. Рестораны предлагают ее в самом разнообразном виде, организаторы готовятся к празднованию Дня корюшки. Это настоящий продуктовый бренд. Он востребован у туристов, про корюшку даже пишут стихи и песни. Но многие коренные петербуржцы уже отказываются от корюшки - слишком дорого. Однако перекупщиков это не останавливает. Они готовы повышать цену в разы, зная, что рыбу с запахом огурца у них раскупят, несмотря ни на что.

Ресурсы Санкт-Петербург Северо-Запад