22.04.2014 16:12
Экономика

Карелия потеряла малый бизнес из-за непомерной платы за землю

Предприниматели вынуждены закрывать собственное дело из-за непомерной платы за землю
Текст:  Светлана Цыганкова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №91 (6363)
Карелия может потерять последних успешных предпринимателей. О своей готовности закрыть в Петрозаводске собственное дело заявил Вадим Маркелов, владелец компании, производящей спортивные снаряды.
Читать на сайте RG.RU

Причина - в непомерно высокой арендной плате за землю, которая определяется региональным законом "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия", принятом в июне 2013 года. Согласно этому документу, органы местного самоуправления обязаны сами установить размер арендной платы в виде определенного процента от кадастровой стоимости участков по видам разрешенного использования. Процент колеблется от 5 до 30.

Брать сельскохозяйственную землю в аренду можно минимум на три года

- Я собирался построить тренажерный зал в Петрозаводске на участке в 1,7 гектара, - говорит Вадим Маркелов. - По новому закону его кадастровая стоимость составляет 22,7 миллиона рублей, откуда взялась такая цифра - сказать не могу. Размер арендной платы, те самые 30 процентов, составит 6,8 миллиона в год. Просто немыслимая цифра. И это без учета НДС.

Предприниматель сравнил стоимость карельской аренды с ценами Голландии, где самая дорогая земля в мире. Так вот там за участок в один гектар придется выложить всего-то 1,6 миллиона рублей. Получается, что закон, принятый депутатами Законодательного собрания, перепрыгнул даже голландские цены.

Кстати, когда его только готовили, чиновники всячески подчеркивали: он сведет до минимума коррупционную составляющую и даст толчок развитию частного земельного владения. Тогда по принятому правительственному постановлению коэффициент повысили сразу в одну тысячу раз. Как комментировал "РГ" бывший министр юстиции Карелии Константин Этингоф, именно он был инициатором этого акта, на такой беспрецедентный шаг вынуждены были пойти в целях эффективного распоряжения земельными участками в районах.

Правда, данное правительственное постановление просуществовало недолго. Его оспорил один из предпринимателей города Костомукши, и суд стал на сторону бизнесмена. Документ отменили. Но, как был уверен Константин Этингоф, сделанный шаг сыграл свою роль. Введенный тысячекратный коэффициент эквивалентен сумме, в которую оценивается земля.

Эти положения заложили и в закон "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия". Чиновники обещали, что основная масса граждан внесет не более двух процентов от кадастровой стоимости, а большинство юридических лиц - не более 15. Под категорию тех, кому придется раскошелиться за землю в полном объеме, попадет лишь небольшая часть коммерческих объектов.

И вот теперь получается, что пострадали мелкие и средние предприниматели. В Петрозаводске должниками сразу стали арендаторы земельных участков, на которых расположены автостоянки, цена для них выросла в десятки раз. Некоторые уже заявляют о том, что будут вынуждены закрыть свое дело. В городе кадастровая стоимость одного гектара земли, предназначенной для индивидуальной жилой застройки, составляет в среднем 12 миллионов рублей, для автостоянки - 18, для спортивных, культурных и социальных объектов - 11. Для сравнения: десять лет назад за один гектар платили 304 тысячи рублей аренды, сейчас - 6,4 миллиона.

- Мы понимаем, что земля не может стоить те же 300 тысяч рублей, но и не шесть миллионов тоже, - заявил Вадим Маркелов, выступая в правительстве Карелии на совещании рабочей группы государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия республики. - Как можно было принимать закон об арендной плате за землю, не посоветовавшись с самими предпринимателями? Уверен, что утвержденные законы должны исполняться хотя бы на 80 процентов, а не наоборот.

В Голландии участок в один гектар будет стоить 1,6 миллиона рублей, в Карелии — в пять раз больше

Что касается депутатов Законодательного собрания, которые проголосовали за принятие этого закона, то они от него открещиваются. Председатель комитета по экономической политике и налогам парламента Лариса Жданова согласилась, что закон был сырой.

- Но за то, что произошло в Петрозаводске, парламент не будет брать на себя ответственность. Она лежит на органах местного самоуправления, - заявила Лариса Жданова.

Именно там, по мнению депутата, должны были сырой закон привести в нормальное состояние и принять такие решения, которые устраивали бы чиновников и не ликвидировали на корню бизнес. С подобной позицией согласился и министр экономического развития Карелии Валентин Чмиль. Он считает, что кадастровая стоимость - не воля чиновника, это цена, подсчитанная уполномоченными в Российской Федерации оценочными аудиторскими и консалтинговыми компаниями, которая отражает реальную стоимость земель республики.

По мнению сотрудников Вадима Маркелова, за все предприятия ему надо будет ежегодно платить 50-60 миллионов рублей аренды. Таких цен не выдержит никакой бизнес.

Поэтому предприниматель больше не думает о строительстве нового тренажерного зала. Он рассматривает возможность перевода собственного дела в Финляндию, там есть давний его партнер, который готов влиться в компанию и работать под одним брендом. А уйти Маркелову есть с чем.

Его компания разработала два крупных проекта европейского уровня, но из-за налогов и стоимости аренды земли претворить их в жизнь на территории Карелии вряд ли удастся.

Комментарий

Юрий Савельев, директор Института экономики Карельского научного центра РАН, доктор экономических наук:

- Сегодня в Карелии сложились крайне неблагоприятные условия для предпринимательской деятельности. Прежде всего они оказывают негативное влияние на малый и средний бизнес, на привлечение внешних инвестиций. Ряд карельских компаний вынужден ы прекратить свою деятельность, переводя ее в другие регионы и соседнюю Финляндию.

В результате введения новых правил расчета арендной платы за землю после принятия республиканского закона "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия", в правила расчета арендной платы были введены незначительные, но при этом разрушительные для бизнеса изменения. Для большинства категорий земельных участков ставка стала рассчитываться не на основе их кадастровой стоимости (как было ранее в Карелии и остается сегодня во всех субъектах РФ), а на основе рыночной. Одновременно были пересмотрены и поправочные коэффициенты. В результате арендная плата за землю для большинства карельских предпринимателей в одночасье выросла в 9-10 раз, а для некоторых категорий - в 19-20 раз!

Если сказать, что они были в шоке от такой управленческой инновации региональной власти, значит не сказать ничего. Для многих из них (особенно тех, которые в силу специфики своего бизнеса вынуждены арендовать большие земельные участки) решение о выводе бизнеса за пределы Карелии стало равноценно вопросу его сохранения. Ведь в других регионах Северо-Запада России средняя ставка аренды земли сохраняется на уровне 3-5 процентов ее кадастровой стоимости. Очевидно, что такой способ пополнения бюджета, который выбран властями Карелии, - дорога в тупик. С другой стороны, это решение показывает неспособность власти привлечь деньги в бюджет другими путями, требующими кропотливой и системной работы. Важно отметить и то, что закон был принят кулуарно, без должного обсуждения с бизнес-сообществом и какой бы то ни было оценки регулирующего воздействия.

Малый бизнес Земля Карелия Северо-Запад