- Сколько предусматривается создать таких специальных территорий?
Кирилл Степанов, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока: Первые территории опережающего развития, конечно, будут привязаны к крупным городам, это наиболее конкурентоспособные места. Их расположение и основной экономический профиль мы сейчас активно обсуждаем с заинтересованными потенциальными инвесторами. В перспективе ТОРы появятся во всех субъектах РФ на Дальнем Востоке. Мы уже изучили около 400 перспективных площадок, в результате были отобраны 23 первоочередных. Дальше все будет зависеть от финансирования, прежде всего дополнительной инфраструктуры: где-то надо проложить дорогу, реконструировать железнодорожную ветку, модернизировать и оборудовать порт.
Предположительно границы ТОР будут составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч гектаров. Здесь есть такие крупные площадки, как, например, парк поставщиков для Объединенной строительной корпорации в Комсомольске-на-Амуре, который нужен для партнеров корпорации.
В Приморье, например, мы рассмотрели восемь подходящих площадок. Выбрали наиболее подготовленные с точки зрения качества земельных участков, проведения землеустроительных работ, готовности инфраструктуры, логистики и т. д. По нашим расчетам, только в Приморском крае объем внебюджетных инвестиций, которые могут быть привлечены на территориях опережающего развития, более двух триллионов рублей. То есть, вкладывая в проект 1 казенный рубль, мы получаем более 10 рублей частных инвестиций.
- Чем ТОРы будут отличаться от особых экономических зон?
Степанов: Эти отличия мы детально представим в доработках к проекту федерального закона о территориях опережающего социально-экономического развития. Основная идея нашего законопроекта - создать конкурентные условия с аналогичными площадками в странах АТР, в том числе за счет значительных преференций. А именно - минимальное налогообложение, безбарьерная среда и максимальное участие государства в создании инфраструктуры.
По замыслу ТОРы не будут включать в себя действующие поселения. Мы ведем речь о создании новых производств, жилищной и социальной инфраструктуры в чистом поле.
Более того, мы заложили в законопроекте возможность управляющих компаний организовывать социальные услуги: медицинские, образовательные и т. д.
ОЭЗ, как известно, находятся в ведении минэкономразвития, и там вкладывают в эту структуру несколько иной смысл. По этому поводу могу сказать только то, что бренд свободных экономических зон пока не завоевал доверия инвесторов и в целом не достиг целей своего создания.
- Какие льготы, согласно законопроекту, предусмотрены для компаний, которые работают на Дальнем Востоке? Какие еще преференции рассматриваются для желающих вести свой бизнес на территории этого макрорегиона?
Степанов: В законе оговариваются льготы не для всей территории Дальнего Востока, а только для мест "дислокации" территорий опережающего развития. Мы планируем, что там будет действовать особый режим землепользования, льготные ставки арендной платы, льготы по налогам и страховым платежам, особый режим госконтроля и муниципального контроля, льготное подключение объектов инфраструктуры.
Резиденты ТОР полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, не будут платить налог на ввозимые для производственных нужд товары - сырье, материалы, работы, услуги. Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, составит 0 процентов, в региональный - всего 5% (в течение десяти налоговых периодов). В дальнейшем не более 10%. Резидентов также освободят от налога на имущество организаций.
Общая налоговая нагрузка на резидентов ТОР составит 12,2%.
Кроме того, там будут применяться таможенные процедуры свободной таможенной зоны, технические и санитарные регламенты наиболее развитых стран.
- Президент поставил задачу, чтобы бизнес на Дальнем Востоке чувствовал себя лучше, чем в Гонконге и Сингапуре. Госпрограмма, стартовавшая с этого года, поможет обогнать эти азиатские государства?
Степанов: Государственная программа развития Дальнего Востока рассчитана до 2025 года и ставит перед собой очень объемные задачи по опережающему социальному и экономическому развитию макрорегиона. Государство планирует создать здесь эффективно действующую транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру. Подчеркну: именно в этом и состоит один из главных приоритетов - снять инфраструктурные ограничения в дальнейшем росте экономики и общества в целом, выровнять условия проживания на Дальнем Востоке с западными регионами страны.
Другое дело, что для этого нам приходится бороться за выделение финансов, и не только на эту программу. В равной степени это касается ФЦП "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока", которая действует до 2018 года. По решению государственной комиссии по развитию Дальнего Востока (от 2 апреля 2013 года) на эту ФЦП должно выделяться не менее 100 млрд рублей ежегодно, начиная с 2013 по 2017 год. Однако бюджетные расходные обязательства РФ по программе предусмотрены только в размере 212 млрд рублей на все годы реализации.
- Но это капля в море. Будет ли в ближайшее время пересмотрена ФЦП?
Степанов: Конечно. Сегодня в федеральной программе заложены только транспортные объекты, и это неправильно. Поверьте, очень непросто менять такие объемные программы, но мы намерены подготовить новую ФЦП, в которой будут прорывные проекты, вокруг которых начнется деловая активность, возникнут целые кластеры малого и среднего бизнеса, социальная инфраструктура и так далее.
Мы уверены, что программу надо продлить до 2025 года и, соответственно, рассмотреть возможность ее дофинансирования.
Минвостокразвития намерено также существенно увеличить бюджетное финансирование Дальнего Востока в рамках других федеральных программ, где сейчас наблюдаются явные перекосы. В расчете на одного жителя региона недофинансирование составляет практически от 2 до 140 раз. Приведу примеры основных различий по сравнению со среднероссийским уровнем: в такой сфере, как здравоохранение, на одного дальневосточника выделяется в 24 раза меньше; на социальную поддержку - разрыв почти в 10 раз; обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан - в 2,3 раза. Новые полномочия министерства по согласованию гос-программ позволяют нам исправить эту ситуацию. В каждой госпрограмме появится специальный раздел, посвященный Дальнему Востоку.
Если мы установим бюджетное финансирование в равной степени со среднероссийским, то в течение трех лет по программам, где есть недофинансирование, перераспределение средств в пользу Дальнего Востока составит как минимум 335 млрд рублей. А если применить к этой сумме дальневосточный коэффициент, то это будет 435 млрд рублей. Согласитесь, это существенное дополнительное финансирование Дальнего Востока.
между тем
Президент России Владимир Путин поручил правительству создать особую экономическую зону промышленно-производственного типа во Владивостоке к 15 июня и обеспечить финансирование мероприятий по строительству объектов ее производственной инфраструктуры.
На проекты по развитию российского Дальнего Востока Китайский банк развития намерен выделить 5 млрд долларов. Это стало известно после переговоров министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки с президентом Китайского банка развития Чжэн Чжицзе. Инвестиционные приоритеты программы будут сосредоточены на создании территорий опережающего развития, финансировании инфраструктурных проектов и реализации долгосрочных инвестиционных программ в Дальневосточном регионе России. Кроме того, стороны договорились о регулярных личных контактах и интенсификации двусторонних отношений.
Как отмечают эксперты, для того, чтобы утвержденная в этом году программа по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года заработала, необходимо привлечь не менее 379 млрд рублей частных инвестиций. Если китайская сторона выполнит свои обещания, останется найти еще почти половину инвестиций.