23.04.2014 00:04
Власть

Швыдкой: Жаль тех, кто боится признать, сколь чуден Днепр

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №92 (6364)
На минувшей неделе один из украинских новостных сайтов опубликовал информацию о том, что Вере Таривердиевой, вдове известного композитора и бессменной руководительнице Международного фестиваля-конкурса органистов его имени, запретили включить в концерт оперную арию из-за упоминания слов "Киев" и "Днепр". Это сообщение вышло под броской редакционной "шапкой": "Россия запретила..." Именно так - "Россия", и никак не меньше.
Читать на сайте RG.RU

Действительно, на своей странице в Facebook Вера Таривердиева написала, что их Фонду было предложено подготовить несколько концертных номеров в рамках программы "Дни исторического и культурного наследия Москвы": "Мы предложили выступление замечательной молодой певицы Термине Зарян с романсом Чайковского "Забыть так скоро" и каватиной Людмилы из "Руслана и Людмилы" Глинки. Программа была утверждена две недели назад. Сегодня представитель Департамента по культуре г. Москвы исключил из программы каватину Людмилы по причине присутствия в тексте слов "Киев" и "Днепр".

Жаль тех, кто боится признать, сколь чуден Днепр при тихой погоде и как прекрасны подмосковные вечера
Швыдкой: В советское время искусство создавали не благодаря, а вопреки

У непрозорливого Глинки в каватине Людмилы и взаправду есть такие слова: "В терему моем высоком, Как и здесь порой, Запою, запою, родитель дорогой, Запою: "Ой, ладо! Про любовь мою, О Днепре родном, широком, Нашем Киеве далеком!" И это не понравилось какому-то чиновнику из московского Департамента культуры, который решил выступить, что называется, за всю Россию. Впрочем, после того как заместитель мэра Москвы Леонид Печатников, отвечая журналистам, попросившим его прояснить ситуацию, съязвил по поводу решения своего подчиненного, что теперь вместо "Времен на хуторе близь Диканьки", видимо, надо будет писать "Времена на хуторе близь Рублевки", - коллизию можно было бы считать исчерпанной. Ну, решил какой-то бюрократ проявить псевдопатриотическую бдительность, ну, поправил его просвещенный начальник, - и забыли. Но сколько еще таких бдительных бюрократов будет бояться любых украинских реалий? И хватит ли на всех просвещенных начальников?

Скажу честно, в данном случае меня не слишком беспокоит реакция украинских журналистов. Каждый по-своему понимает профессиональную этику. Ведь они не пишут о том, что "Подмосковные вечера" сегодня не звучат не только в киевском или львовском эфире, но и в ресторанах Луцка или Винницы. В периоды политических обострений в возбужденном состоянии общественного сознания рождаются самые разные турбуленции. Тут можно навспоминать друг другу чего угодно. Ну, хотя бы, что главный советский песенник - Исаак Дунаевский - родился в местечке Лохвица, что на Украине, а не в России, и уже одним этим может быть подозрителен. Вообще, если развязывать настоящую "охоту на ведьм", то подозревать можно все и всех. Даже Костю-моряка, который привозил шаланды, полные кефали, почему-то не в российский Таганрог, а в украинскую Одессу.

Михаил Швыдкой: Творцом и потребителем культуры является народ

Во всех подобных рекомендациях и решениях очевиден высочайший градус страха за свое место и страха вообще, который как пыль появляется обычно неизвестно откуда. Но, к сожалению, никуда не уходит. А страх, как правило, парализует не только волю, но и разум. И тогда совершают абсурдные поступки, принимают нелепые решения. Нам очень важно сегодня избежать некоей неконтролируемой истерики, обращенной на украинский народ в целом и на его различные ветви в отдельности. Ведь Западная Украина - родная земля не только Бандеры или Шухевича, но, к примеру, Ивана Франко, который был одним из лидеров литературного движения, в частности пропагандирующего русский язык и русскую культуру в Австро-Венгерской империи. И моего покойного друга Богдана Ступки, великого украинского актера, которым гордились и восточная и западая Украина. Да и Россия тоже, где он был удостоен самых разных национальных наград и премий. (Увы, слишком часто меня преследует совсем нехристианская мысль о том, что, слава богу, Богдан, Бодя, не дожил до сегодняшнего дня, когда звонок из Москвы в Киев может бесконечно усложнить и без того тревожную жизнь любой семьи.)

Некоторым кажется, что ненависть рождается во время войны. На самом деле войны начинаются в результате разжигаемой ненависти. В умах и сердцах людей. Вспомните кровопролитную войну Сербии и Хорватии, народы которых связаны, наверное, не менее близкими узами, чем русские и украинцы. В свое время сербско-хорватский изучали как единый язык. Но выяснилось, что, разделенный, он способен производить ненависть в любых количествах. Общеизвестно и то, что любые войны - самые жестокие и кровопролитные - заканчиваются миром. И надо опять смотреть друг другу в глаза, и заново выстраивать отношения. Об этом нельзя забывать, даже если кажется, что черта уже перейдена, и прямой конфликт неизбежен.

Если развязывать настоящую "охоту на ведьм", то подозревать можно все и всех

Не стоит упрекать меня в прекраснодушии. Очевидно, что попытка выстраивать реальное, а не иллюзорное многополярное мироустройство, чем, собственно, и занимается современная Россия, вызывает сопротивление и США, и Евросоюза. Очевидно и то, что правящая элита Украины находится в глубоком кризисе, что отражается на жизни всего украинского народа. Но тем не менее нельзя забывать, что отношения русских и украинцев столь глубоки, так переплетены между собой, что это и придает особый характер всем событиям последнего времени. Можно продолжать незаконченный по сей день спор с М.С. Грушевским, выдающимся ученым, первым председателем Центральной рады, утверждавшим разновекторность развития русского и украинского народов, различие их этногенезов, - но это вовсе не повод для того, чтобы убивать друг друга.

Словом, мне очень жаль тех, кто боится признать, сколь чуден Днепр при тихой погоде и как прекрасны подмосковные вечера.

Позиция