Как пояснили "РГ" в главном управлении Банка России по Челябинской области, банкноты с посторонними надписями, рисунками, оттисками штампов, надорванными краями, со сквозными отверстиями, проколами, оторванными углами, красочными или масляными пятнами относят к категории ветхих. При поступлении в кассы учреждений Центробанка РФ такие купюры изымаются и направляются в бумагорезательную машину: в денежный оборот они уже не поступают. При этом банкноты с перечисленными выше повреждениями (до поступления в кассы Центробанка) являются платежеспособными, их обязаны принимать при осуществлении всех видов платежей, а вот выдавать такие "расписные" деньги с социальной либо коммерческой рекламой юрлица не должны.
По словам руководителя департамента продаж челябинской рекламной фирмы Анастасии Черненко, размещение рекламы на деньгах крайне неэффективно, поскольку в основном встречает отрицательный отклик со стороны граждан, получивших такие, практически неликвидные, банкноты, следовательно, реклама не работает на заказчика. При этом в Челябинске все чаще компании желают разместить рекламу непосредственно на полотне купюры, используя при этом такие слова для привлечения внимания, как "сертификат" либо "спецпредложение".
Законно ли вообще использование купюр для таких целей? В Челябинском УФАС сообщили, что прямого запрета на размещение рекламы на денежных знаках в российском законодательстве нет.
- Если ответственность за это когда-либо и введут, то необходимо будет сначала доказать, что указанные надписи нанесены самим предъявителем или иным лицом, интересы которого затрагиваются данной рекламой, что представляется весьма затруднительным, - отмечает руководитель УФАС России по Челябинской области Анна Козлова.
Так или иначе, в ГУ Банка России по Челябинской области призвали общественников прекратить акции по размещению на деньгах социальной рекламы. Ведь изготовление купюр и эмиссия - процесс дорогостоящий и трудозатратный, следовательно, преднамеренная порча банкнот приводит к увеличению расходов государства.