По новым правилам водители машин, движущихся вне населенного пункта со скоростью менее 30 километров в час, а также автомобили, перевозящие крупногабаритный груз, будут оштрафованы, если не пропустят следующие за ним машины, идущие на обгон.
Штраф устанавливается в размере от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей. Соответствующие поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях.
Дело в том, что в Правилах дорожного движения есть требование к тихоходам уступать дорогу, но никакой ответственности за нарушение этого требования до сих пор не было предусмотрено. Но что считать отказом пропустить автомобили и какое количество автомобилей, скопившихся за тихоходным транспортом, считать критическим? Ведь в летнее время на дорогах Подмосковья поток транспорта почти непрерывен. Что делать этим тихоходам? Ждать, пока сезон закончится?
Штраф распространяется также на тех, кто перевозит крупногабаритные грузы. Они бывают, кстати, весьма дорогими. И условия таких перевозок строго регламентированы. Но даже если водитель такого автомобиля захочет уступить дорогу, он не сможет этого сделать. В большинстве случаев съезд на обочину может обернуться для него опрокидыванием. По данным Росавтодора, немногим более 7 процентов автодорог в России имеют достаточную ширину обочины.
Федор Куприянов, кандидат юридических наук:
- Хорошо, что ввели высокий штраф для тихоходной техники. Он заставит многих водителей тракторов и грузовиков уступить дорогу. Но не будем забывать, что есть еще проблема "подставных тихоходов". В настоящее время полицейскому "выгоднее" оштрафовать водителя, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, так как, во-первых, штраф больше - 5000 рублей либо лишение прав, во-вторых, такие водители более платежеспособны, в-третьих, доказать нарушение проще. Доказать выезд водителя на встречку легко - на фотографии все видно, а в случае с тихоходом? Что видно на фотографии? Только транспортное средство, движущееся по своей полосе со скоростью 25 км/ч, как правило, оно крупногабаритное и за ним не видны другие автомобили.
Важно, что невыполнение тихоходом ПДД и даже наложение на его водителя штрафа не освобождает от ответственности водителя, выехавшего при обгоне на встречку. Иными словами, оштрафуют двоих или одного обгонявшего.
Законодатель фактически ставит обгоняющего в зависимое положение - он должен ждать исполнения ПДД тихоходом, который, к примеру, нарушая, не пропускает либо не имеет технической возможности. К тому же обочинами в России оборудованы не все автомагистрали да и ширина обочины не всегда позволяет, например комбайну, выехав на обочину, полностью освободить полосу так, чтобы обгоняющий не был вынужден выезжать хотя бы двумя колесами на встречку.
Можно пойти по другому пути. Разрешить, как это было в СССР, обгон тихоходов, невзирая на разметку и знаки, сегодня просто небезопасно. При возросших скоростях это приведет к множеству тяжелых ДТП. Сегодня опасные для обгона отрезки дорог определяются исходя из предполагаемой скорости движения потока - 80-90 км/ч. Но можно дополнительно установить опасные для обгона места исходя из скорости потока - 20-30 км/ч. Таких мест будет значительно меньше. В общем, выход в выделении разных зон: в одних обгон будет строго запрещен, в других будет разрешен обгон исключительно транспортных средств, движущихся со скоростью менее 30 км/ч, и при этом необходимо установить, что скорость обгоняющего автомобиля не будет превышать 50 км/ч.