С жалобой в высшую юридическую инстанцию страны обратились фермеры из Омской области Людмила и Владимир Герасименко. Из долевой собственности на земельный участок они решили выделить свои доли в отдельное владение. По договору с кадастровым инженером были подготовлены проекты межевания, а затем в соответствии с требованиями закона в СМИ разместили информацию о необходимости согласования проектов с другими участниками долевой собственности. Вскоре выяснилось, что на тот же участок имеются еще претенденты из числа участников долевой собственности, однако суд первой инстанции встал на сторону Герасименко.
Как следует из материалов дела, статья 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает использованный истцами вариант самостоятельного выдела земельных участков, который применяется в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности об утверждении соответствующего проекта межевания земельных участков. Доводы о том, что ранее общее собрание дольщиков наметило к выделению в первоочередном порядке другие территории, суд отклонил на том основании, что эти решения были приняты в соответствии с прежней нормой закона и не подлежат применению к спорным отношениям, возникшим после введения в действие нового правового регулирования.
Однако в дальнейшем при разбирательстве апелляционной жалобы судебная коллегия Омского областного суда не нашла оснований считать решения собственников утратившими силу. Не сумев обжаловать это заключение в Верховном суде РФ, супруги Герасименко обратились в Конституционный суд.
По мнению судей КС РФ, изменения в федеральный закон были внесены с целью сделать использование земель сельхозназначения более эффективным. В прежнем порядке во главу угла ставились коллективные интересы, и потому лишь небольшое количество граждан захотели выделить участки из общей собственности для ведения хозяйственной деятельности.
Новая редакция ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержит прямых указаний о том, что нормы прежней редакции, утратившей силу, сохраняют свое действие. "Следовательно, выдел земельных участков, инициированный после 1 июля 2011 года, должен осуществляться с учетом изменений, внесенных в федеральный закон", - сказано в постановлении КС РФ.
Таким образом, сами нормы признаны не противоречащими Конституции РФ, но дело супругов Герасименко подлежит пересмотру.