25.04.2014 00:10
Культура

В Москве открылась выставка "Форпост военных корреспондентов"

Текст:  Юрий Лепский
Российская газета - Федеральный выпуск: №95 (6367)
Война, объявленная и необъявленная, для любого нормального человека как поставленный диагноз: рак в последней стадии. Неясно когда, но ясно, что скоро. Нет ничего более противоестественного, чуждого и человеческой, и божественной природе, чем знание собственного срока. На том святом незнании построена жизнь. Оттого любая война - звероподобна. Для человека она - горе и катастрофа, ад невозвратности потери любимого и родного, себя самого, в конце концов.
Читать на сайте RG.RU

Все, о чем я пишу, - нормальное отношение к войне, где этическая норма - признание войны суицидом человечества. С этим ощущением нормы и с тревожным предчувствием грядущей аномалии я открываю только что изданный альбом фотографий военных корреспондентов "Форпост". Это каталог открывшейся вчера выставки "Форпост военных корреспондентов".

Открылась выставка создателя советского парадного портрета Моисея Наппельбаума

Лишь однажды мне дано было испытать смертельное дуновение войны на дорогах и тропинках грузино-абхазского конфликта. Рядом со мной шагал молодой парень, фотокорреспондент-стрингер. Я видел, как он работает, как рискует жизнью под пулями и осколками, как, преодолевая себя, снимает смерть. Этих оставшихся в живых свидетелей смерти не так уж много. Их работы представлены на выставке. Чем они хороши? Прежде всего тем, что малоизвестны и оттого воспринимаются как свидетельские показания, а не художественные достижения. Это удача бильдредакторов и выставки, и альбома.

А вот дальше, на мой взгляд, начинаются провалы. Большинство фотографических свидетельств на этой выставке свидетельствуют ни о чем: это картины армейского быта, начиная с Первой мировой и кончая новейшими локальными конфликтами. Штыки, винтовки, солдаты на броне, улыбающиеся, усталые, напряженные лица, торжества победителей, братство по оружию, фортификационные линии обороны, собрания и фронтовые концерты, то-сё, весело, невесело и обыденно. И лишь незначительная часть фоторабот - пронзительные, ужасные, потрясающие свидетельства смерти, человеческой катастрофы, гибели. Мне кажется, это не просчет организаторов и бильдредакторов, это - прошу прощения - этическая незрелость. Ну нельзя сегодня, когда общество живет предчувствием или хотя бы опасением большой беды, заниматься инсталляциями с дагеротипами военного времени, представлять их как предметы эстетических экспериментов, а не как свидетельства страшного конца. Вам же не придет в голову устраивать инсталляции с предметами погребения в хосписе. Или придет?..

Впрочем, даже если судить устроителей и отборщиков фотографий по их собственному нормотворчеству, то и тут возникают некие сложности понимания. Вот пишет куратор выставки Ирина Аликина: "Основная идея экспозиции, по мнению авторов выставки, - это идея СУМЕРЕК, в которые погружается человечество, забывая о своем предназначении в мире... Чтобы не переходить эту сумеречную грань, отделяющую день от ночи, - и нужно помнить о войнах".

5 лучших советских летчиц Великой Отечественной

Не знаю, что там может помнить современный человек о Первой мировой и Гражданской войнах, но вот то, что любой из нас обязан знать: война - это неизбежная смерть твоих близких, любимых тобой, твоих детей и тебя самого, - это для меня лично вне сомнений. Что же касается "сумерек, в которые погружается человечество", то это, на мой вкус, довольно сытая сентенция в духе Ларса фон Триера вряд ли сопутствует, к примеру, потрясающей работе Анатолия Гаранина "Нашествие". Меня смущает довольно комфортное состояние душ устроителей этой выставки, хотя в экспозиции уже присутствует съемка с киевского майдана.

Ну и, пожалуй, главное, что стоит сказать: спасибо фронтовым фотокорам - мужественным свидетелям смерти. Среди них - и корреспондент "Российской газеты" Игорь Курашов.

Фотография