25.04.2014 00:56
Власть

Жилье для военных взяли под общественный контроль

Жилье для военных взяли под общественный контроль
Текст:  Борис Ямшанов
Российская газета - Федеральный выпуск: №95 (6367)
При общественной палате создан Экспертный совет по обеспечению военнослужащих постоянным и служебным жильем. О том, чем будет заниматься этот орган, рассказал нашему корреспонденту председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Александр Каньшин.
Читать на сайте RG.RU

- Александр Николаевич, неужели застарелая проблема с жильем для военных опять обострилась настолько, что приходится брать ее под общественный контроль? Ведь в стране делается немало для обеспечения жизни и быта военных.

Военнослужающие будут получать жилье только по ипотеке к 2024 году

Александр Каньшин: Нельзя назвать проблему чрезвычайной, но она существует. Судите сами: сейчас в очереди на жилье стоят 130 тысяч человек, в том числе 25 тысяч ветеранов, требуется 70 тысяч служебных квартир.

Общественная палата решила взять под контроль реализацию государственных программ, затрагивающих интересы огромного числа наших граждан. Как подчеркнул академик Евгений Велихов, общество должно понять, что армия, ее офицерский корпус - это особая каста людей, посвятивших себя защите Родины, и государство обязано обеспечить их не только оружием.

- Военное ведомство давно утверждало, что эта проблема вот-вот будет решена. Публиковались внушительные цифры, сколько построено жилья, в том числе служебного. Чиновники даже сетовали, что якобы офицеры начали капризничать, не хотят переезжать в те дома, которые им предлагают.

Александр Каньшин: В прошлые годы действительно были построены немалые объемы жилья.

К сожалению, в погоне за экономией или из иных побуждений многие дома возведены, что называется, в чистом поле, где нет ни детских садиков, ни школ, ни магазинов. Более того, в ряде мест к этим городкам не подведены даже жизнеобеспечивающие коммуникации и новостройки не сданы в эксплуатацию, превратившись, по сути, в бесхозные призраки. Строили не там, где есть острая нужда в жилье, а там, где построить было дешевле и легче.

В Тверском гарнизоне, например, стали предлагать авиаторам квартиры в десятках километров от аэродрома. А как офицер прибудет в случае сбора по тревоге, какая тут боеготовность?

- Чем может помочь армии в такой ситуации Общественно-экспертный совет, будете изучать ситуацию и показывать болевые точки?

Александр Каньшин: Армейское руководство не отмахивается от сигналов общественности. И сам министр Сергей Шойгу, и его заместители Руслан Цаликов, Николай Панков, что называется, постоянно на связи с нами.

Мы будем вести мониторинг выполнения указов и поручений главы государства, вырабатывать рекомендации для органов власти на местах, осуществлять общественный контроль за обеспечением постоянным и служебным жильем военнослужащих и ветеранов военной службы, их соцзащитой и социальным самочувствием. Эта работа велась и раньше, но занимались ею от случая к случаю, а Экспертный совет намерен превратить ее в систему. При Общественной палате открыта "горячая линия".

Причем речь идет не только об армии, но и о Внутренних войсках, других силовых структурах. В число экспертов Совета вошли ведущие специалисты этих ведомств, представители военной прокуратуры, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, члены профессиональных и экспертных сообществ, работники СМИ.

- В названии вашей Комиссии первые слова - "национальная безопасность". А что такое безопасность в наши дни? Украине никто не объявлял войну, не наносил ракетно-бомбовых ударов, не двинул танковые армады. Но государство с 45-миллионным населением фактически рухнуло.

Александр Каньшин: Мы привыкли, что безопасность - это защита от вражеского нашествия. Но есть понятие и внутренней безопасности. Главное ее условие - стабильность жизни, сплоченность народа, авторитетная, деятельная власть. Беда Украины как раз в бездействии властей. Они 20 лет позволяли, а то и помогали олигархату бессовестно грабить народ, доведя его до нищеты.

Службы безопасности не разглядели опасный рост нацистских идей и настроений, подготовку в лагерях отрядов боевиков. В итоге столица страны и институты центральной власти стали легкой добычей бандитско-бандеровских групп, не оказалось сил, способных противостоять их натиску. Реальная боеспособная сила "Беркут" была предана самой властью. В результате случилось то, что случилось.

- Какие выводы надо сделать из горьких уроков братской страны?

Александр Каньшин: Надо укреплять силы правопорядка. Правовая защищенность правоохранительных органов, их зарплата, соцпакет, жилье, гарантии для семей - все это необходимо не в декларациях, а по жизни.

Минобороны намерено полностью обеспечить жильем офицеров к 2017 году

И что не менее важно - уважение со стороны общества. Его, конечно, надо заслужить, но и людей воспитывать тоже надо. К сожалению, даже наиболее доступное средство - телеэкран, как ни посмотришь, там в сериалах что ни "мент", то или скрытый пьяница, или сам по уши погряз в криминале.

- По линии государства многое из того, о чем вы сказали, реально делается. А что может Общественная палата как индикатор настроений в обществе сделать для сплочения нации?

Александр Каньшин: Я бы поставил на первое место воспитание патриотизма, особенно у молодого поколения. Пример Украины слишком красноречив, как из брошенных на откуп "агентам влияния" нормальных ребят могут вырасти злобные, бездуховные отморозки для кровавых акций "правого сектора".

- Сейчас это стало модной темой, после действительно исторических событий "крымской весны" заговорили даже о "ренессансе патриотизма". Но дело ведь не только в высокой патетике. Что для вас в личностном плане значит патриотизм, с чего начинается это чувство?

Александр Каньшин: Я как раз считаю, что патриотические чувства - это не громкие слова и звучные слоганы. Они тоже бывают нужны, но всему свое место и время. Недавно я побывал на Ставрополье, в станице Марьинской. Там похоронена моя мать, сельская учительница Мария Федоровна Каньшина.

Она умерла рано, и прошло уже много лет, но ее ученики по-прежнему приходят на могилу и вспоминают, как она учила их жить, как водила на перевал встречать рассвет. Там, у скромного памятника, мне вдруг стал понятен великий смысл пушкинской строки: "Любовь к отеческим гробам"... Это наше неизбывное чувство - любовь к родителям, предкам, их делам, ставшим историей, к земле, которая - наша, моя... Отсюда все начинается.

Армия