29.04.2014 00:41
Экономика

В России заработала контрактная система госзакупок

Малый бизнес не пускают к госзакупкам
Текст:  Ирина Голова
Российская Бизнес-газета - : №16 (945)
Система госзакупок кардинально изменилась с появлением электронных площадок. "Мы прошли путь от полного беспредела к прозрачной системе, одной из лучших в мире", - заявил мэр Москвы Сергей Собянин на открытии Х всероссийского форума-выставки "Госзаказ-2014".
Читать на сайте RG.RU

"За эти десять лет произошли изменения в сознании государственных служащих. Они начали привыкать к тому, что невозможно без конкурсных процедур потратить средства налогоплательщиков и государственного бюджета", - поддержал его глава ФАС Игорь Артемьев.

Последние существенные изменения в системе госзаказа произошли 1 января 2014 года, заработала контрактная система госзакупок. Благодаря вступившему в силу федеральному закону N44-ФЗ появилась возможность заключения контрактов жизненного цикла. То есть исполнением заказа и последующей эксплуатацией, ремонтом и устранением возможного брака занимается один подрядчик, за счет этого повышается качество выполненных работ.

Действуют нормы, снижающие коррупционные риски, - речь идет о сокращении случаев закупок у единственного поставщика.

Появилась норма об обязательном участии представителей малого бизнеса и социально ориентированных НКО в торгах. Закупки у таких компаний должны составлять не менее 15% годового объема закупок. Не во всех регионах малый бизнес готов взять на себя такой объем госзаказа, но, к примеру, малый бизнес столицы достаточно развит для того, чтобы пойти на площадки государственных торгов. "Если речь идет о ремонте офисных помещений, строительстве коммуникаций, неужели малый бизнес не справится? Есть бригады, которые сейчас занимаются ремонтом квартир, пусть они занимаются ремонтом легально за деньги госзаказа", - говорит Игорь Артемьев.

Эксперты: Новый закон о госзакупках пока не раскрыл все преимущества

Контрактная система имеет новую модель проверки качества исполнения госзаказов. "Росфиннадзор имеет право производить контрольную закупку товаров, смотреть, какого качества продукция поставляется, следить за тем, чтобы поставлялись только новые товары, а не бывшие в употреблении.

Росфиннадзор берет на себя контроль качества самой закупки, в то время как ФАС остается контролером процедур", - объясняет Игорь Артемьев.

По мнению главы ФАС, в контрактной системе заложены большие возможности экономии ресурсов, которые необходимо научиться использовать. Система госзакупок позволяет существенно сократить расходы бюджета. Так, Москва уже достигла очень хороших показателей экономии средств. "Нам удалось сэкономить каждый четвертый рубль", - сообщил Сергей Собянин, то есть система закупок сберегла четверть бюджета столицы, это около 160 млрд рублей. По словам мэра столицы, эти деньги пошли на развитие инфраструктуры города. Сейчас средняя экономия в системе госзакупок, по словам Артемьева, составляет 13,5%. Контрактная система дает новые возможности для экономии. "Мы должны экономить не менее 15-20% бюджетных средств. То есть мы имеем дело с макропоказателями, измеряемыми миллиардами рублей. Экономия достигается за счет конкуренции, когда подрядчики конкурируют за заказ. И при этом чиновники не ставят барьеры на пути их участия", - говорит Артемьев. Контрактная система действует почти четыре месяца, за это время эксперты уже отметили ряд недоработок ФЗ-44. "Новая федеральная контрактная система только начинает свою жизнь. И нам предстоит ее оттачивать в течение 5-6 лет", - заявил Игорь Артемьев.

Много споров вызывает практика конкурсов с ограниченным участием. Глава ФАС отмечает, что при использовании этого порядка проведения закупок прослеживается возможность "заточки" заказа под нужного подрядчика путем установления требований к материальным ресурсам.

В привлечении малого бизнеса к госзаказу тоже существуют сложности. Малый и социально ориентированный бизнес может быть привлечен к закупкам как напрямую, так и в качестве подрядчика более крупного участника. Но во втором случае отсутствует контроль и сложно проследить, что малому бизнесу были предоставлены приемлемые условия участия в исполнении госзаказа. "Предприниматели получаются связанными с генподрядчиком", - говорит Игорь Артемьев. При этом большинство заказчиков предпочитает идти по пути укрупнения суммы заказа, таким образом вытесняя малый бизнес из закупок и закрывая ему возможность сотрудничать с заказчиком напрямую.

Проблемы работы по ФЗ-44 есть и в строительной сфере. "Замечено искусственное укрупнение заказа до 150 миллионов рублей (госнужды) и до 50 миллионов (муниципальные нужды). Это выводит на конкурс, а не на электронный аукцион", - говорит Игорь Артемьев.

Бумажный конкурс, в отличие от аукциона, содержит больше коррупционных рисков. По мнению главы ФАС, коррупция становится причиной существенных потерь для государства, так как снижает экономию средств бюджета и качества исполнения заказа. В системе госзаказа уже сформировалась конкурентная среда, но ее сдерживают люди, заинтересованные в получении выгоды от конкретного подрядчика, с которым есть договоренность. Выгодность предложения в этом случае не принимается в расчет. Кроме того, страдает качество. "Если человек принял взятку и от имени заказчика начинает контролировать подрядчика, то подрядчик говорит: я дал тебе денег, конечно, я буду использовать самые плохие материалы, плохие инженерные решения, а тебе придется меня покрывать", - рассказывает руководитель антимонопольного ведомства.

По мнению главы ФАС, должна быть уничтожена параллельная система госзаказа, позволяющая предоставлять субсидии. "Можно вообще не проводить никаких торгов, а прямо из бюджета муниципального образования дать субсидию своему ГУПу", - говорит чиновник. Таким образом в крупных муниципальных образованиях выводится из системы госзакупок до четверти бюджета.

В скором времени к системе госзаказа примкнут бизнесмены Крыма. Однако глава ФАС призвал не торопиться с этим. По его словам, сегодня нужно вводить в Крыму "усеченный госзаказ", то есть внедрять элементы системы госзаказа, чтобы подключить эту территорию к системе общенационального госзаказа как можно быстрее. В полной же мере ввести элементы ФКС в Крыму, по мнению Артемьева, можно будет с 2016 года. При этом делать это следует крайне осторожно. "Потому что если из-за неподготовленности что-то изначально не получится, мы потеряем этих участников торгов. Люди могут разувериться, если у них с первого раза не получилось, они больше не будут участвовать в этом", - говорит Игорь Артемьев.

Выдача электронных ключей для участия в госзаказе в Крыму уже началась. Генеральный директор ОАО "Единая электронная торговая площадка" (ЕЭТП) Антон Емельянов представил на форуме "Госзаказ-2014" первый удостоверяющий центр в Симферополе. ТПП Крыма и ЕЭТП заключили соглашение о проведении серии мероприятий по интеграции бизнеса Крыма в экономическое пространство Российской Федерации. Программа включает в себя открытие удостоверяющего центра и выдачу 1000 бесплатных электронных подписей для участия в госзаказе (300 из них уже разошлись за время первых дней работы центра в Крыму), проведение комплекса обучающих мероприятий по работе с государственным и коммерческим заказом на электронной площадке.

В электронный формат переводится все большее количество государственных торгов. На форуме "Госзаказ" был презентован и запущен новый вид торгов на базе Единой электронной торговой площадки по реализации

земельных участков и недвижимого имущества, находящегося в собственности столицы. Раньше продажа земли и имущества Москвы проводилась при личном присутствии участников. С молотка уходят участки и помещения, содержание которых дорого обходится городу и приводит к излишним расходам бюджета. Перевод этих торгов в электронный вид дает новые возможности покупателям, так как стираются пространственные ограничения.

Бизнесмен из Владивостока может соперничать с компанией столицы за право приобрести земельный участок в Москве. За счет расширения зоны охвата и большего количества участников свою выгоду получает город. В конкурсной среде побеждает самое выгодное для столицы предложение. Необходимость продавать имущество, находящееся в собственности города или муниципалитета, существует во всех регионах. Поэтому не исключено, что при успешной работе единой торговой площадки в Москве, такой опыт начнут перенимать и регионы.

Бизнес