01.05.2014 01:18
Общество

Исследователи разыскали вещи учеников Токийской православной семинарии

Текст:  Александр Ленин
В Москве открылась выставка под загадочным названием "Дело русских семинаристов". Экспозиция посвящена ученикам Токийской православной семинарии начала прошлого века, чьи жизненные пути, определенно, могут стать основой для сценария остросюжетного детектива.
Читать на сайте RG.RU

В их судьбах, по словам организаторов, самым драматическим образом сплелись простые человеческие желания и трагедии целых народов, личные интересы и интересы сразу нескольких спецслужб. Абсолютное большинство фамилий семинаристов неизвестны даже экспертам, однако эти люди - японоведы и разведчики, были не просто свидетелями, но и активными участниками важнейших событий на Дальнем Востоке в начале ХХ века. Очевидно, что многие тайны еще только предстоит раскрыть.

В различных архивах Японии и России сохранилось огромное количество материалов, посвященных русским выпускникам Токийской православной семинарии. Большая часть информации в России по-прежнему остается засекреченной. Однако усилиями исследователей удалось получить доступ к документам, хранящимся в Японии - стране, где прошла значительная часть их жизни, а также разыскать потомков некоторых семинаристов.

Благодаря этому московская публика сегодня может познакомиться с фотографиями, документами, аудио- и видеоматериалами, а также увидеть личные вещи выпускников семинарии.

Стихи недоучившегося семинариста Ивана Никитина вошли в сокровищницу русской духовной поэзии

Все началось, когда японист Александр Куланов в 1998 году всерьез решил "докопаться" до истоков возникновения самбо. Так он узнал о Василии Ощепкове. Изучение судьбы этого человека вывело Александра на некоторых других русских семинаристов.

Напомним, что Василий Ощепков - один из самых известных выпускников Токийской православной семинарии. Он приехал в столицу Японии 31 августа 1907 года. В отличие от других учеников, Ощепков окончил школу дзюдо Кодокан.

Примечательно, что Василий Ощепков стал четвертым по счету выпускником-европейцем и первым из русских, кто постиг секреты японского единоборства.

Вернувшись в Советский Союз, Ощепков занялся пропагандой дзюдо и созданием нового вида борьбы, который через десять лет после его смерти получил название самбо. Уже в 1917 году Василий Ощепков провел первые командные соревнования по дзюдо, а в 1932 году добился включения этого вида спорта в программу комплекса ГТО.

К несчастью, в 1937 году Ощепков погиб, его репрессировали. Однако семья и ученики сохранили достаточно много материалов о Василии Ощепкове. Его внучка Татьяна Ксендзова предоставила личные вещи, которые также можно посмотреть на выставке. Среди них зеркало Ощепкова, в которое десятилетия назад смотрелся он сам, его родственники, в которое смотрелись японские аристократы. Со многими из них Ощепков поддерживал дружеские отношения.

После ареста в 1937 году многие открещивались от знакомства с Василием Ощепковым. Тем не менее, нашлись люди, которые не стали этого делать. Благодаря их смелости спустя много лет мы можем видеть фотографии Ощепкова и даже кинохронику с его участием.

Три года назад Александр Куланов, делая презентацию о жизни Василии Ощепкова, думал, что это станет своеобразным подведением итогов большой исследовательской работы. Оказалось, что тот день стал началом другого большого пути. "Три года назад, можно сказать, и началось "дело русских семинаристов", - признается корреспонденту "РГ" Александр Куланов. "Именно тогда начали отзываться люди, стали помогать, всплыли новые фамилии. Я сразу стал искать, и завертелось", - добавляет он.

"Из 24 биографий, нам удалось достаточно полно восстановить шесть жизненных путей, - говорит Александр Куланов. - Пять человек погибли, однако один из этих шести, Исидор Незнайко, дожил до глубокой старости. Он успел рассказать своему внуку Виктору Незнайко про учебу, взаимоотношения с японскими преподавателями, про первые опыты перевода русской классики. Именно благодаря его судьбе нам удалось собрать много информации о семинаристах".

Насколько реально приоткрыть завесу над судьбами остальных семинаристов, о которых сегодня неизвестно практически ничего. С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к японоведу и организатору выставки Александру Куланову.

"Это вполне реально, только необходимо приложить очень серьезные усилия. Во-первых, нужно получить доступ в российские архивы, что сегодня бывает сделать очень сложно, - отмечает Александр Куланов. - Куда-то меня пустили. Например, в Госархивы РФ и Дальнего Востока, а куда-то попасть оказалось практически невозможно. Помогают энтузиасты с разных концов Земли. От Парижа и до японского города Кобе они ищут информацию. Мы обмениваемся данными друг с другом".

Религия Культура