08.05.2014 03:56
Экономика

На создание ОЭЗ во Владивостоке выделят 27 млрд рублей

Что даст Востоку России появление третьей ОЭЗ
Текст:  Ирина Дробышева
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6374)
Вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поручил Минэкономразвития страны и другим профильным министерствам совместно с администрацией Приморского края ускорить формирование во Владивостоке особой экономической зоны.
Читать на сайте RG.RU

Все согласования по проекту постановления о создании ОЭЗ промышленного типа должны быть завершены к 27 мая (напомним, ранее назывался срок до 15 июня).

Минвостокразвития: Особые зоны в ДФО пока неконкурентоспособны

Основные инвесторы зоны, которая начнет выпускать продукцию с 2015 года, - российско-японская компания Mazda Sollers и Pacific Logistic, Ltd. Под размещение ОЭЗ выделили территорию в районе действующего предприятия "Соллерс-Дальний Восток", оно выступит в роли управляющей компании - координатора реализации проекта. Общее финансирование зоны - более 27 миллиардов рублей, в том числе средства частных инвесторов - порядка 20,5, федерального бюджета - 6,5, краевого - 0,3 миллиарда рублей.

- Режим ОЭЗ позволит увеличить объем сборки автомобилей с сегодняшних 75 тысяч до 100 тысяч единиц в год и обеспечить локализацию производства автокомпонентов до 30 процентов, наладить экспортные поставки комплектующих, - сообщил губернатор Приморья Владимир Миклушевский.

По расчетам, за десять лет объем отчислений в бюджеты всех уровней от ОЭЗ должен достичь 32,3 миллиарда рублей. Основные поступления обеспечат НДС, таможенные платежи и акцизы. Неналоговые доходы бюджета (арендные платежи) составят 2,1 миллиарда рублей.

Между тем это не первая особая экономическая зона на Дальнем Востоке. Еще в середине 1999 года была сформирована Магаданская ОЭЗ. Для ее резидентов действуют льготы по налоговым и таможенным платежам. Это сыграло свою роль в развитии области и даже способствовало созданию ряда новых предприятий. Но преференции зоны постоянно урезали, и многие расценивали ее больше как социальный проект, нежели экономический. Действие особого режима должно было завершиться в конце этого года, но магаданским властям удалось убедить правительство страны продлить его до 2025-го, правда, в новой редакции. В частности, предусматривается восстановление действовавшего в ОЭЗ до 2007 года освобождения организаций-участниц зоны от уплаты налогов, идущих в федеральный бюджет, и установление таможенных льгот, не противоречащих нормам ВТО.

Общее финансирование ОЭЗ промышленного типа во Владивостоке - более 27 миллиардов рублей, в том числе средства частных инвесторов - порядка 20,5 миллиарда

Как рассказал руководитель администрации Магаданской ОЭЗ Сергей Гребенюк, с 2000 по 2013 годы объем производства промышленной продукции в зоне вырос с 6,4 до 47,9 миллиарда рублей. На начало 2014-го здесь зарегистрировано более 130 резидентов. Примерно половина их занимается торговлей, около четверти - промышленным производством, 11 процентов - строительными, шесть - транспортными, четыре процента - иными услугами.

Сумма таможенных освобождений в 2013 году составила 981,2 миллиона рублей (на 20 процентов больше, чем в 2012-м), а освобождений от налога на прибыль - 13,9 миллиона (на уровне предыдущего года). В зону было ввезено десять тысяч тонн мяса (на 28 процентов больше, чем год назад). Рост обусловлен успешной деятельностью участников ОЭЗ, занимающихся переработкой и выпуском готовой пищевой продукции. Благодаря появлению этих производств было создано около 200 новых рабочих мест. В минувшем году резиденты получили 7,5 миллиарда рублей прибыли (в действующих ценах), а внебюджетный фонд ОЭЗ пополнился на 262,1 миллиона рублей.

- Модернизированный режим Магаданской ОЭЗ даст больше, чем многие иные инструменты. Он поможет без промедлений, в уже выстроенном правовом пространстве создать более привлекательные условия для инвесторов. Среди разрабатываемых областными властями предложений есть новые меры поддержки участников ОЭЗ и новые критерии отбора резидентов, - заявил губернатор области Владимир Печеный.

В Хабаровском крае единственная в регионе портовая зона "Советская Гавань", зарегистрированная 31 декабря 2009 года, функционировать так и не начала. Изначально здесь были недостаточными пропускная способность железной дороги и мощность энергоисточников. Интересовались проектами многие, в том числе иностранцы, но резиденты в очередь не выстраивались.

В Магаданской ОЭЗ с 2000 по 2013 годы объем производства промышленной продукции вырос с 6,4 до 47,9 миллиарда рублей

К настоящему моменту часть проблем устранена. Завершено сооружение на БАМе Кузнецовского тоннеля. Тем самым сделан первый шаг в деле расшивки узкого места, которое сдерживало развитие грузоперевозок через Ванино и Советскую Гавань. За счет бюджетных средств спроектировано строительство автодорог и двух водоводов, планируется возведение ТЭЦ мощностью 120 МВт.

Недавно правительство РФ согласилось расширить границы экономической зоны за счет включения территории Ванинского порта и участков береговой полосы Ванинского муниципального района. Руководство Хабаровского края рассчитывает, что это даст толчок к развитию прибрежных районов и обеспечит реализацию межрегиональных проектов. Речь идет о разработке и добыче крупных месторождений угля, железной руды, строительстве горно-обогатительных, перерабатывающих комбинатов и портовых терминалов по поставке продукции на экспорт в страны АТР, переработке биоресурсов. ПОЭЗ "Советская Гавань" предусматривает привлечение начиная с 2015 года более 26,3 миллиарда рублей из госбюджета, в том числе около 22,5 - на создание железнодорожной инфраструктуры. Как заверяют краевые власти, на территории зоны уже работают или определились с желанием строить здесь новые предприятия такие компании, как СУЭК, "Мечел", "Сахатранс", "Базовый элемент". С потенциальными резидентами подписаны соглашения о намерениях реализовать проекты с общим объемом инвестиций более 75,7 миллиарда рублей.

В целом Ванино - Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел предполагает увеличение к 2025 году объема переработки грузов с нынешних десяти до 125 миллионов тонн.

Прямая речь

Александр Левинталь, первый зампредседателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам:

- В российском законодательстве существуют определенные механизмы поддержки локальных зон развития, есть и закон об ОЭЗ. К сожалению, практика показала не очень высокую его эффективность в силу ряда обстоятельств: недоработки механизмов управления зонами и других факторов. Мы близки к старту портовой ОЭЗ в Хабаровском крае, но, к сожалению, от идеи до реализации проходит много времени, а это потеря резидентов, актуальности, задуманных эффектов… Сейчас руководство Минвостокразвития предлагает новые механизмы (ТОРы), которые будут реализованы только на Дальнем Востоке. По сути, это те же особые зоны, но с особым статусом.

Кстати

Еще одна нереализованная ОЭЗ может быть реанимирована, правда, в новой редакции. Решение о создании на острове Русском в Приморском крае туристическо-рекреационной особой зоны было принято в марте 2010 года. Инвесторов так и не нашлось. По мнению губернатора Владимира Миклушевского, причина - в отсутствии привлекательной для них правовой базы (она только появляется) и нерешенности проблем с землей (большая ее часть раньше принадлежала военным). Но недавно вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что "остров Русский - это наиболее подходящее место для создания аналога Силиконовой долины". Идеи развития острова со ставкой на интеллектуальный потенциал ДВФУ были представлены президенту России и одобрены для дальнейшей разработки.

Экономика Легковые авто Магаданская область Владивосток Хабаровский край Дальний Восток