"Законопроект является очевидным прорывом в повышении статуса не так давно возникшего института уполномоченного по правам предпринимателей. С особенным энтузиазмом он был встречен адвокатами, которые специализируются на защите бизнес-сообщества в делах экономической направленности. В старой редакции закон об уполномоченном по правам предпринимателей больше носил декларативный характер, так как не предусматривал конкретных полномочий омбудсменов. Поэтому уполномоченный почти не имел реальной возможности адекватно реагировать на многочисленные жалобы о нарушениях прав предпринимателей. Закон в новой редакции дает уполномоченному реальные инструменты для защиты предпринимателей", - говорит Тимур Хутов, адвокат адвокатского бюро "Коблев и партнеры".
Одна из наиболее важных поправок документа - возможность уполномоченных по правам предпринимателей назначать представителей, действующих на общественных началах. Таким образом, число лиц, занимающихся отстаиванием прав предпринимателей, можно увеличить, не множа число самих омбудсменов. Особенно это актуально для регионов, где необходимо обеспечить защиту бизнеса на большой территории. Наличие представителей облегчит доступ бизнеса к помощи омбудсменов. В соответствии с документом представители могут быть назначены на срок работы самого уполномоченного в субъекте РФ.
Законопроектом также предлагается наделить уполномоченного правом обращаться в суд для защиты публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности по собственной инициативе, проводить проверку фактов нарушения прав субъектов предпринимательства. Ранее омбудсмен мог действовать только по заявлению представителей бизнеса. Также расширяются права уполномоченного на получение необходимых сведений и доступа к обвиняемым. Омбудсмен сможет знакомиться с материалами уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, в отдельных случаях без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Кроме того, планируется расширить возможности защиты предпринимателей в региональных судах. Для этого уполномоченным разрешат обращаться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности.
Совершенствовать планируется и другие способы воздействия на нарушителей прав предпринимателей. Так, документ дает право уполномоченному направлять в органы власти обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей, к ответственности. Омбудсмен может использовать для урегулирования конфликта мировое соглашение, если речь идет о споре субъектов предпринимательской деятельности с органами власти. Также омбудсмен может получить право направлять в органы власти, в решениях которых усматривается нарушение прав предпринимателей, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов бизнеса. Причем законопроект обязывает должностных лиц в течение 15 дней рассматривать представленные уполномоченным заключения. По мнению авторов документа, это существенно ускорит восстановление прав бизнеса.
Предлагается не только расширить возможности омбудсмена, но и защитить его самого. Так, одна из норм документа устанавливает неприкосновенность омбудсмена на весь срок его полномочий, которая распространяется, в частности, на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Другая норма предусматривает внесение изменений в статью 17.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которыми устанавливается наложение административного штрафа за вмешательство в деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах. "Введение штрафов будет способствовать лучшей защите прав предпринимателей и созданию в России благоприятного инвестиционного климата", - полагает Ольга Бенедская, адвокат коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры". Предложенные нормы позволят защитить как материалы дела, так и самого уполномоченного в делах, отстаивание интересов предпринимателей в которых может быть опасным.
"Подготовка этого документа продиктована выявленными дефектами в статусе и полномочиях уполномоченного, которые не позволяют ему в полной мере реализовывать свое предназначение. Поскольку институт изначально создавался как рычаг для преодоления административных барьеров по определенным вопросам, то и полномочия должны быть соответствующие. Предоставленных сегодня полномочий для работы омбудсмена явно недостаточно, поэтому требуется их расширить и конкретизировать", - считает Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании "Генезис".