Михаил Александрович, учитывая российские реалии, вашу нынешнюю должность можно смело считать "расстрельной". Зачем вообще вы на нее согласились, это ведь как министр сельского хозяйства при советской власти?
Михаил Мень: Предыдущая задача, поставленная передо мной президентом страны в Ивановской области, тоже была не из легких, многие меня и тогда, в конце 2005 года, называли политическим самоубийцей. Но в конечном итоге регион стал позиционироваться совсем по-другому. Здесь, конечно, задача гораздо более масштабная, она касается двух сложнейших отраслей, с которыми сталкивается каждый человек в нашей стране, но для меня это прежде всего интересно как новый вызов. Я понимаю все сложности и готов приложить максимум усилий для позитивных изменений в двух важнейших отраслях страны, и на самом деле я уже смирился с тем, что мне не быть в числе самых популярных министров. Вместе с тем это облегчает задачу, потому что, особенно для реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства, иногда надо будет принимать довольно тяжелые решения.
Сразу в нескольких интервью после назначения вы обозначили главную функцию министерства как "создание нормативно-правовой базы как для строительного комплекса страны, так и для жилищно-коммунального хозяйства. Что по прошествии полугода уже удалось сделать?
Михаил Мень: Если говорить о первой нашей задаче - строительстве, то, пожалуй, главный наш успех на сегодняшний день - принятие закона о наделении правительства полномочиями по утверждению исчерпывающего перечня процедур в строительстве. Закон уже подписан президентом. Одновременно мы уже подготовили единый перечень согласований по жилищному строительству, который в кратчайшие сроки будет утвержден постановлением правительства.
Это в первую очередь антикоррупционный закон?
Михаил Мень: Конечно. Прежде всего мы проводим сокращение согласительных процедур от выделения земельного участка до выдачи разрешений на строительство с 240 до 133 пунктов (с учетом ряда согласований в столице), плюс к этому обсуждается еще 40 процедур, которые также можно в том или ином виде исключить. То, с каким сопротивлением мы столкнулись при согласовании и прохождении этих документов, дает основание полагать, что мы попали в "десятку". Подчеркну, что создание перечня позволит впервые свести в едином документе все процедуры, относящиеся к строительству жилья. Впервые проведена комплексная ревизия всех процедур и их инвентаризация.
А что касается ЖКХ?
Михаил Мень: Самое главное то, что мы сегодня уже разработали и направили в Государственную Думу закон о лицензировании управляющих компаний. Причем этот закон уже прошел профильный комитет и принят в первом чтении в Госдуме. Люди очень ждут этого закона, потому что зачастую у них нет действенных рычагов влиять на работу некоторых недобросовестных управляющих компаний, а постоянные жалобы в региональные и муниципальные власти не имеют эффекта, потому что у них сейчас отсутствуют также какие-либо законные механизмы по работе с ними. Новый закон призван это исправить.
Плюс за те полгода, что работает министерство, мы практически завершили формирование необходимой нормативной базы для привлечения частных инвестиций в ЖКХ. Основные акты правительства РФ по этому вопросу, определяющие правила деятельности организаций, работающих в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, уже внесены и отрабатываются в правительстве для принятия в самое ближайшее время. Всего министерством сделано более 12 актов, в том числе по определению показателей качества, надежности, энергоэффективности "в воде", установлению требований к проведению технического обследования систем водоснабжения и водоотведения, комплексному определению технико-экономического состояния объектов по утилизации твердых бытовых отходов.
Что делается для того, чтобы сократить накопившуюся огромную задолженность населения за ЖКХ? Вы в этой связи предлагали определенные меры, но, похоже, проблема сохраняется?
Михаил Мень: В России порядка 94 процентов населения платят за ЖКУ вовремя. Остальные являются злостными неплательщиками. Причем существенная их доля - это так называемые владельцы инвестиционных квартир, которые покупают жилье и "замораживают" его для будущего - либо сдать, либо продать позже, это не самые бедные жители страны. С такими недобросовестными потребителями ЖКУ необходимо бороться. Мы внесли в правительство проект федерального закона, по которому предлагается ужесточить ответственность злостных неплательщиков. Речь идет об увеличении размера пени с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования Центробанка от невыплаченной суммы за каждый день просрочки платежа (что соответствует примерно 17 процентам стандартного рыночного кредита) спустя три месяца после возникновения долга. Сегодня размер пени составляет порядка 8 процентов. Таким образом, злостным неплательщикам предоставляется выбор: либо плати вовремя, либо в любое время, но уже с серьезными процентами. Плюс в этом же законопроекте предлагается ввести дополнительную ответственность исполнителя коммунальных услуг за качество (штраф 30% за некачественную услугу в пользу потребителя).
Что происходит с темпами строительства жилья? Влияют ли на них все эти кризисы и санкции или строительство способно поднимать экономику?
Михаил Мень: Темпы строительства жилья, если ориентироваться только на цифры, неплохие. В прошлом году, по окончательным уточненным данным Росстата, мы ввели 70,5 млн кв. метров жилья, в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ввод жилья вырос на 31% и достиг 13,6 млн кв. метров. Однако наблюдается определенное замедление темпов роста на рынке жилья бизнес-класса. Это, конечно, в меньшей степени беспокоит нас, но с точки зрения создания тех же рабочих мест и общих годовых объемов ведения жилья здесь, безусловно, проблема есть. Если говорить о каких-либо санкциях или кризисе, все будет зависеть от того, будет ли расти цена на топливо, например на бензин. Стройка завязана на это - помимо того, что нужно произвести, нужно еще и перевезти. Это может повлиять на стоимость импортируемых отделочных материалов. А так арматуру мы производим, цемент тоже. Серьезного скачка цен эксперты не прогнозируют, и цифру 30 тысяч рублей за квадрат в программе "Жилье для российской семьи", по которой к концу 2017 года планируется построить дополнительно 25 миллионов квадратных метров, мы пока менять не планируем.
Продолжение интервью с министром Михаилом Менем можно прочитать в завтрашнем выпуске "Российской газеты - Неделя".