В нем предполагается облегчить участь нарушителей Правил дорожного движения, если они не собираются оспаривать вменяемое им нарушение. Если нарушителю выпишут штраф, и он его оплатит в течение 10 дней - именно такой срок дается на обжалование постановления, - то платить ему надо будет не полную сумму, а лишь 50 процентов.
Таким образом, законодатели хотят увеличить собираемость штрафов. У автомобилистов появится стимул заплатить штраф как можно скорее. Хочешь дешевле - плати быстрее.
По сути, эта скидка дается за то, что ни ГАИ, ни суды, ни судебные приставы не занимаются больше лишней работой по администрированию этого штрафа.
Такая практика действует во многих европейских странах. Правда, в большинстве из них установлена некоторая шкала по уплате штрафов. Например, во Франции вполовину обойдется выплата в течение месяца. В течение второго месяца водителю придется заплатить полную стоимость штрафа. Далее - штраф в двойном исчислении. А спустя полгода взысканием займется суд.
Вот примерно по такому принципу и решили облегчить жизнь автолюбителей депутаты.
Надо сказать, что таких проектов оказалось сразу два. Первый - еще два года назад был внесен первым зампредом Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеславом Лысаковым. Второй - внесенный на днях депутатами фракции ЛДПР проект, который почти полностью копирует лысаковский. Так вот, Комитет Госдумы, вспомнив "о праве первой ночи", решил выдвинуть на пленарное заседание именно проект Лысакова. Причем этот проект сам депутат повторно внес еще в феврале.
Но документ несколько отличается от того, который вносился два года назад. В первоначальном варианте предполагалось помимо скидки для тех, кто не собирается спорить и быстро оплачивает штрафы, еще и наказание для тех, кто платит не аккуратно, или не делает этого вовсе. То есть спустя положенный срок на уплату штрафа, а это сегодня 60 дней, штраф автоматически увеличивается в два раза. И недобросовестному автомобилисту по истечение этого срока придется оплачивать его в двойном размере. При этом предполагалось, что подобное администрирование будут вести судебные приставы по месту жительства нарушителя. Однако сами судебные приставы выступили категорически против такого нововведения. В результате законопроект лишился статей, усугубляющих ответственность за несвоевременную уплату штрафа и прошел в Думу в облегченном варианте.
При том, что большинство водителей "за" такое изменение законодательства, находятся те, кому оно категорически не нравится. Многие представители региональных властей дают негативную оценку этому проекту. Они считают, что регионы в этом случае не дополучат средств в свои бюджеты. Представляете, что случится с этими представителями региональных властей, если в один прекрасный момент все водители начнут скрупулезно соблюдать Правила дорожного движения?
Сами депутаты, а также представители ГИБДД уверены в обратном. При реализации этой инициативы количество штрафных сборов увеличится.
На самом деле, оно и сегодня не столь упадочно. По данным ГИБДД за прошлый год, собираемость штрафов составила почти 65 процентов. То есть из назначенных 35 миллиардов рублей было собрано 22. Для сравнения годом ранее из 19 миллиардов назначенных, собрано лишь 11 миллиардов. Напомним, что, когда ГАИ задерживала права за мелкие нарушения до уплаты штрафов, их собираемость составляла почти 90 процентов. Как только это требовние было отменено, собираемость упала ниже 30 процентов.
Сейчас потихоньку восстанавливать их собираемость помогают совместные рейды судебных приставов и ГИБДД, а также шанс не улететь на отдых за границу, если, не дай бог, за вами числится долг по их уплате.
Еще несколько аргументов против этой новации носят чисто технический характер. Одно дело, когда инспектор на месте выписывает штраф и у водителя есть возможность расчитаться за нарушение тут же, например с помощью карты. Тогда скидку учесть несложно. Другое дело, когда он расплачивается через банк. И здесь уже возникают сложности с администрированием. Еще сложнее, если штраф был выписан в автоматическом режиме и пришел по почте. То есть нарушение произошло два месяца назад. Как ГИБДД узнает, когда нарушитель получил "письмо счастья"?
Также есть идеи распространить дисконт не только на нарушителей Правил дорожного движения, но и на все остальные административные дела. Например, на "зайцев" в общественном транспорте. Если они могут заплатить 500 рублей на месте, зачем оформлять штраф на тысячу рублей?