Напомним, что нынешняя система местного самоуправления предполагает разные варианты. Так, в Новосибирской области в большинстве муниципальных образований установлены прямые выборы мэров. А, например, в Алтайском крае население напрямую выбирает только депутатов советов и местных дум, которые, в свою очередь, выбирают из своего состава председателя - он же глава города. В таком варианте собственно муниципальным хозяйством занимается сити-менеджер, которого городской или районный совет нанимает по контракту. Поправки к 131-му закону, которые Госдума уже приняла в первом чтении в апреле этого года, предполагают всеобщий переход к институту сити-менеджеров. Кроме того, в крупных городах появятся районные советы, которые сформируют из числа своих депутатов городской совет, а уже тот выберет главу города и заключит контракт с сити-менеджером.
Большинство новосибирских политиков считают новую редакцию федерального закона как минимум "неоднозначной". Председатель комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению областного парламента Юрий Шпаков уверен, что в законопроекте есть рациональное зерно. По его словам, депутаты райсоветов в Новосибирске будут выбираться от меньшего числа горожан, чем сегодня депутаты горсовета или Заксобрания. Они окажутся "ближе к земле", будут лучше знать нужды и проблемы избирателей. Заместитель министра юстиции Новосибирской области Дмитрий Гершанов увидел плюс в том, что поправки забирают часть полномочий у мелких поселений, которые не имеют для их реализации ни средств, ни подготовленных кадров.
В числе недостатков новой системы председатель Совета депутатов Искитимского района Александр Рукас видит ущемление прав жителей, которые теряют возможность выбирать главу районной администрации. По его мнению, неизбежно снизится управляемость районами, что может затруднить, скажем, принятие оперативных решений.
- Люди не понимают, что входит в функции главы, а что - сити-менеджера. Из-за этого затягивается принятие решений даже по простым вопросам. Я думаю, каждая область должна иметь возможность самостоятельно принимать решение о формировании органов местного самоуправления, - убежден Александр Рукас.
Председатель Совета депутатов Карасукского района Юрий Объедко предложил ввести в законопроект понятие "сельский округ", что решило бы проблему выбора депутатов сельских советов и глав поселений, найти которых, да еще и с нужной квалификацией, крайне сложно.
- На мой взгляд, главная проблема, которая существует в развитии местного самоуправления, - отсутствие финансовой основы. Что может сделать глава сельского муниципального образования, если налоги, собираемые многими муниципалитетами, меньше фонда заработной платы для работников сельской администрации? - заметил член Общественной палаты Новосибирской области, заместитель председателя комиссии по местному самоуправлению Виктор Леонов.
В целом и депутаты областного парламента, и представители правительства региона, общественных движений сходятся во мнении, что обсуждаемый документ очень "сырой". Он требует как минимум доработки и времени на то, чтобы спрогнозировать все возможные последствия его применения. Такая позиция нашла поддержку на депутатских слушаниях, которые прошли в Законодательном собрании. Председатель президиума регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления, глава Коченевского района Александр Карасев высказался за продление срока приема замечаний и поправок до 1 октября 2014 года. Сам закон, по его видению, должен вступить в силу с 1 января 2016 года. В свою очередь, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов вообще считает целесообразным перенести это на 2018 год. Так или иначе, как полагают новосибирские депутаты, новый вариант закона должен быть опробован в пилотных регионах.
Кроме того, участники слушаний полагают, что субъекты федерации должны сами определять, оставлять ли в своих муниципалитетах прямые выборы мэров. Примечательно, что в Новосибирской области сохранение таких выборов поддерживают самые разные политические силы, в том числе самые влиятельные - "Единая Россия" и КПРФ. Заместитель председателя новосибирского городского Совета депутатов, член "Единой России" Дмитрий Асанцев рассказал, что его коллеги по горсовету выступают именно за прямые выборы. Заксобрание региона на внеочередной сессии проголосовало за такое обращение в адрес нижней палаты Федерального Собрания.
- По инициативе президента принятие закона во втором чтении Государственной думой отложено. Сейчас идет сбор поправок, представляемых регионами. Их обсудят и, я уверен, общими усилиями будет найдено разумное решение, - подытожил спикер регионального парламента Иван Мороз.
Юрий Шпаков, председатель комитета Заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению:
- На депутатских слушаниях практически единогласно приняты две поправки в законопроект. Мы предлагаем региональным законом устанавливать возможность альтернативы избрания главы муниципалитетов: либо из состава депутатов представительного органа, либо путем проведения прямых выборов. Вторая поправка связана с тем, чтобы отложить вступление закона в силу до 1 января 2016 года. Должен быть установлен переходный период, чтобы дать возможность регионам, которые посчитают необходимым применить эти новации, посмотреть, что из них получится. Предлагаем также продлить срок предоставления поправок до 1 октября 2014 года.