20.05.2014 13:24
Экономика

В Петербурге вырос спрос на готовые мини-отели и хостелы

В Петербурге вырос спрос на малые гостиницы и хостелы
Текст:  Анна Романова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №111 (6383)
В начале туристического сезона в Петербурге возрос спрос на покупку готового туристического бизнеса - мини-отелей и хостелов. Сейчас на один такой выставленный на продажу объект приходится по пять заявок на покупку. Почему мини-отели и хостелы востребованы на рынке, кто и зачем их покупает и каковы особенности работы в этом бизнесе в Петербурге, выяснял корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Прикупить отель

По оценке экспертов, в Петербурге сейчас насчитывается порядка тысячи мини-отелей, около 17 тысяч квартир и апартаментов, предоставляющих услуги размещения, и 250 хостелов. Прирост рынка составляет порядка 15 процентов в год. Совокупно рынок гостиниц экономкласса (три и менее звезд) в Санкт-Петербурге можно оценить в 3,6 миллиарда рублей в год.

Как пояснил корреспонденту "РГ" генеральный директор компании по продаже готового бизнеса Максим Новицкий, на продажу поступает порядка 150 туристических объектов в год. Пик предложения наступает перед началом сезона, на сегодняшний момент на рынке 60 активных предложений по продаже готового операционного бизнеса. Такие бизнес-проекты туристической направленности популярны среди жителей регионов, переселяющихся в Петербург. Спрос на эти объекты большой, и в последнее время он только растет. Стоимость продаваемого операционного бизнеса, без стоимости недвижимости, колеблется от 200 тысяч до 20 миллионов рублей, хотя встречаются и дорогостоящие объекты по цене более 500 миллионов рублей с недвижимостью.

- Средняя окупаемость инвестиций при приобретении операционного бизнеса экономгостиницы в Петербурге без стоимости недвижимости составляет 1,5 года, рентабельность - около 70 процентов, - уточняет Максим Новицкий. - Часто после покупки одного объекта бизнесмены покупают еще, чтобы создать сеть - это оправданно, так как при формировании сети многие затраты резко снижаются, например на продвижение, а доходность растет.

Около 60 процентов постояльцев отелей в РФ составляют бизнес-туристы

Основные затраты бизнесменов - это аренда помещения, коммунальные платежи, заработная плата сотрудников. В целом эксперты отмечают, что рынок продаж готового бизнеса нельзя назвать сформированным, тем не менее уже появились специалисты, создающие бизнес-объекты целенаправленно под продажу. Обычно на продажу поступают отели, отработавшие минимум два - четыре сезона, что позволяет уже раскрутить объект. Дополнительную прибыль может принести продажа сопутствующих услуг (экскурсий, трансферов), установка вендинговых аппаратов.

Если сравнивать покупку существующего объекта и создание нового, то при прочих равных условиях выигрывает покупка готового, что дает фору для роста цены готовых бизнес-проектов туристической направленности. И риски по созданию нового объекта очень велики. Окупаемость создания нового туристического проекта категории "две звезды" составляет два-три года, готового - полтора.

Дефицит малых форм

По словам экспертов, сложившаяся ситуация вызвана не столько популярностью Петербурга среди туристов, сколько нехваткой экономгостиниц в Петербурге. Считается, что управление таким бизнесом приносит стабильный доход, несмотря на риски, прежде всего связанные с сезонностью. Причем сезонность выравнивают легче именно мини-отели, чем хостелы. По данным главы городского комитета по туризму Инны Шалыто, Петербург испытывает нехватку номерного фонда в гостиницах экономкласса.

- Мы не можем точно сказать, сколько именно гостиниц экономкласса нужно городу, - заявила Шалыто на недавней встрече с представителями туристического бизнеса. - Сейчас мы в городе будем делать упор на продвижении гостиниц категории "две и три звезды". Пока мы рассматриваем возможность предоставления льгот для малых отелей, однако о конкретных мероприятиях говорить рано.

Исполнительный директор Ассоциации малых гостиниц Петербурга Татьяна Синькова утверждает, что нехватки отелей экономкласса в городе нет, и в целом недостаток малых гостиниц наблюдается только в мае и июне, в остальное время их более чем достаточно. По ее словам, чтобы не остаться без клиентуры, главное для отелей этого сегмента - располагаться рядом с какой-либо бизнес-инфраструктурой или с предприятиями, дающими много корпоративных клиентов - слушателей курсов и семинаров, командированных.

Лакомый кусочек или головная боль

Владелица нескольких малых гостиниц Тамара Буйлова пояснила корреспонденту "РГ", что купить готовый объект, конечно, проще потому, что для работы на этом рынке и для создания его с нуля нужно знать специфику и уметь прогнозировать в наших нестабильных экономических условиях. Так, в этом сезоне заметно снижается количество иностранных групп, заранее бронировавших туры: в этом году уже на 15 процентов больше иностранцев, аннулировавших туры в Петербург, чем за аналогичный период прошлого года.

- Мы рассчитывали на волну иностранных посещений после Олимпиады в Сочи, однако мировые политические события привели к экономическому "проседанию" туризма, теперь все поменялось. Например, в этом году ожидался рост посещаемости мини-отелей на 15 процентов, однако по результатам последних месяцев уже ясно, что этот показатель сократится почти вдвое, примерно до семи процентов, - отмечает владелица гостиниц.

И к таким поворотам нужно быть готовым любому бизнесмену из любого региона, решившему "вписаться" в туристический бизнес в Петербурге. Как рассказала Буйлова, окупаемость мини-отеля или хостела в среднем составляет примерно восемь лет, а не два-три, как утверждают, так что это бизнес для неторопливых. От покупки недвижимости до развития гостиничного бизнеса проходит много времени, нужно разработать бизнес-план, предсказать развитие на несколько лет вперед, что очень сложно.

Как поясняют эксперты, мини-отели в Петербурге, по сути, носят статус меблированных комнат. Около 70 процентов от всех малых отелей города - это жилой фонд, то есть перепланированные квартиры. То же самое можно сказать и про хостелы. Перевод помещений в статус нежилого фонда никому не выгоден, так как тогда резко возрастают затраты на электричество.

- Гостиница на 15-20 номеров по счетчику в среднем платит за электричество 400 тысяч рублей. Однако снабжающие компании не заключают договор при переводе ее в нежилой фонд, штрафуют за его отсутствие и счет выставляют по сечению кабеля, и тут сумма может доходить до двух миллионов рублей, - рассказала Буйлова. - Мы уже обращались с предложением к властям прописать в Гражданском кодексе возможность мини-отелей безо всяких проблем спокойно работать в жилом фонде. В управлении гостиничным бизнесом полно своих подводных камней и рисков. Когда у тебя взят кредит на покупку или создание гостиничного бизнеса в 2009 году, а отдавать его приходит время как раз в 2014 году, то предсказать изменения курса валюты и экономические колебания просто невозможно. Так что это подходящий вариант для среднего бизнесмена, который предпочитает "монетизировать" свою любовь к малой родине и готов к непредсказуемым поворотам нашей действительности.

Туризм Санкт-Петербург Северо-Запад