- Концессионные соглашения (КС) всегда были одним из наиболее привлекательных механизмов привлечения инвестиций, - считает партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Юрий Федоров. - Отрадно, что и законодатели, и представители исполнительной власти намерены приложить усилия к его совершенствованию. Огорчает лишь то, что явно прослеживается тенденция отсутствия гармонизации между принимаемыми законодательными актами
В КС предмет договора - это создание, реконструкция определенного соглашением имущества, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), а также осуществление деятельности с использованием объекта КС. В частности, в поправках предлагается: распространить механизм платы концедента, то есть владельца объекта (например, государства), концессионеру не только в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, как это сейчас записано в законе, а на весь перечень объектов концессионного соглашения, а также расширить перечень объектов концессионного соглашения путем введения понятия "иное имущество".
Допускается возможность нахождения объектов КС на праве оперативного управления у государственных или муниципальных унитарных предприятий. Сегодня значительная часть объектов культуры, спорта, отдыха и туризма принадлежит бюджетным учреждениям или ГУПам на праве хозяйственного ведения, то есть являются несвободными от прав третьих лиц. Так, только за минспортом, минкультуры, минздравом, минобрнауки, минрегионом и подведомственным им учреждениям и предприятиям закреплено около 49 тысяч таких объектов.
Что касается права собственности, на котором объект принадлежит исполнителю, то в концессионном соглашении это права пользования и владения объектом КС.
По мнению Юрия Федорова, эффективность концессионных механизмов ограничивается как действующими нормами антимонопольного законодательства, так и законодательства о приватизации. "Законодатель допускает даже вероятность негативного влияния новых норм налогового права и стремится заранее оградить от их воздействия концессионные соглашения. Словом, законов стало так много, что они начинают мешать один другому. И частичными правками отдельных норм в них ситуация уже не исправляется. Но об этом пока еще, к сожалению, речи не идет", - полагает эксперт.
Депутаты предлагают дать возможность заключать концессионное соглашение по инициативе частного инвестора. Эта норма вводится для упрощения процедуры проведения конкурса на право заключения КС, в том числе для облегчения участия инвестора в таком конкурсе. Эксперты считают, что это позволит сократить сроки заключения соглашения без проведения конкурса, если на объект претендует только один участник. Для этого же в Закон "О защите конкуренции" вводится норма о предоставлении владельцем концессионеру государственных или муниципальных гарантий, а также имущественных прав, не требующая согласования с антимонопольным органом. Для привлечения инвестиций в реконструкцию и развитие инфраструктурных объектов, находящихся в собственности государства, поправки предусматривают гарантии окупаемости инвестиций концессионера и получения им выручки, предусмотренной соглашением, если имели место действия органов власти, повлекшие за собой невозможность исполнения сроков, установленных соглашением. Концессионер может также выкупить объект соглашения после окончания срока его действия, если он добросовестно выполнял его условия.
Законопроект многообещающий, но, по мнению экспертов, в нем есть подводные камни. Поправка, предусматривающая плату концедента (владельца), ограничивает возможность концессионера оказывать платные услуги. По мнению ряда экспертов, такое ограничение значительно снижает инвестиционную привлекательность тех сфер, в которых плата концедента может оказаться недостаточной, чтобы покрыть затраты инвестора, и где инвестор мог бы получать дополнительную прибыль за счет оказания коммерческих услуг.
"Есть теоретический риск, что контрольно-надзорные органы обратят внимание на то, что концессионер, получающий платежи от государства, не вправе взимать плату с кого-либо еще, - считает старший юрист Herbert Smith Freehills Роман Чураков. - В случае иска к концессионеру суд может признать выручку от взимания платы неосновательным обогащением и обязать концессионера ее вернуть". Новая норма будет применяться, только если плата владельца покрывает 100% расходов концессионера, считает Роман Чураков. Но владелец может заключить с инвестором агентский договор на оказание услуг по взиманию платы, и тогда с юридической точки зрения собирать плату будет уже не концессионер, а государство руками концессионера, а это законом не запрещено. Впрочем, минэкономразвития обещал ко второму чтению проработать этот вопрос.
Между тем
В прошлом году в России уже зарегистрировано более 900 концессионных соглашений, но, по оценкам экспертов, их реализуется гораздо меньше. Они считают, что федеральных концессий сегодня единицы, а региональные развиваются в основном в дорожном строительстве в формате контракта жизненного цикла. Основная масса концессий заключается на муниципальном уровне, когда в концессию передаются действующие котельные, другие социальные объекты. В этом случае объект переходит в эксплуатацию частнику без перехода прав собственности и, значит, без оплаты, но за обещание более качественной эксплуатации и, может быть, инвестиций, которые на поверку представляют собой те же деньги из текущей тарифной выручки. Получается своеобразная форма недоприватизации. Грядущие изменения законодательства, возможно, учтут эти недоработки.