22.05.2014 00:10
Культура

Российский "Левиафан" борется за главный приз Каннского кинофестиваля

Российский фильм борется за главный приз Каннского кинофестиваля
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №114 (6386)
Среди мировых кинофестивалей Канн - лидер: его призы считаются самыми престижными, его программы - самыми представительными, его гламур - самым гламурным. Но сейчас он на перепутье: уходит его многолетний глава Жиль Жакоб, сформировавший его сегодняшнее лицо, на пост генерального директора пришел Тьерри Фремо. И курс фестиваля заметно меняется.
Читать на сайте RG.RU

Как никогда много англоязычных картин. Много французов. Почти не стало Востока, совсем нет Кадры из фильма "Левиафан" Восточной Европы, скудно представлена Латинская Америка. И очень много женского кино - это уже реакция фестиваля на недавний бунт феминисток, заявивших о дискриминации женщин в Канне. В испуге дирекция даже жюри теперь сформировала на две трети из женщин, отдав председательское место новозеландскому режиссеру Джейн Кэмпион - первой и пока единственной женщине, получившей главный приз - "Золотую пальмовую ветвь".

Одно из ноу-хау Канна - умение формировать скандалы: надо обеспечивать прессу лакомыми кусочками. С такого лакомого скандала фестиваль и начался: его открытие впервые не почтила присутствием королевская семья из княжества Монако, а фильм, выбранный для открытия, - "Принцесса Монако" француза Оливье Даана - признан здесь одной из худших стартовых картин фестивальной истории. Это омрачило церемонию, наложило печать некоторой тревоги на чело режиссера, но исполнительница заглавной роли Николь Кидман была, как всегда, ослепительно оптимистична: "Мне крайне жаль, что дети Грейс Келли не смогли приехать на премьеру, ведь я меньше всего хотела задеть чувства этой семьи. С другой стороны, я их понимаю: все-таки речь идет об их матери и отце!".

Роман Поланский снял мазохистский дуэт о театре и власти

Дело в том, что именно здесь, на Каннском фестивале 1959 года, впервые познакомились и поженились голливудская звезда Грейс Келли и принц Ренье III. Фильм рассказывает историю, случившуюся чуть позднее, когда принцессу позвал обратно в кино великий Хичкок, снимавший очередной свой ужастик "Марни" - про клептоманку. Играть воровку принцесса не решилась, посвятила себя супругу и благотворительности. Картина живописует публичные скандалы между королевскими особами, грубость принца и кротость принцессы, там есть игрушечная мини-война между Монако и Францией, есть карикатурный де Голль. Но фильм категорически не получился и стал первым каннским провалом этого года. Желающие могут с этим не согласиться - "Принцесса Монако" уже на экранах России.

Для нас нынешний Канн интересен уже тем, что в главном конкурсе впервые за несколько лет участвует фильм из России - "Левиафан" Андрея Звягинцева. Эта философская притча сюжетно напоминает историю библейского Иова, перенесенную в современную Россию. Картина взята фестивалем, что называется, не глядя: режиссер до последней минуты дорабатывал фильм, и окончательный его вариант к моменту написания этих строк не видел никто. Но репутация Звягинцева сегодня, пожалуй, самая высокая из всех мастеров нашего кино: он еще ни разу не уезжал с крупнейших фестивалей без наград. Только в Канне он получил призы за оба участвовавших здесь фильма: "Изгнание" взяло премию за лучшую мужскую роль, "Елена" - Приз жюри программы "Особый взгляд". Кроме того, он обладатель двух "Золотых львов" Венеции и еще многих десятков призов фестивалей поменьше. По отзывам тех, кто видел материал нового фильма, "Левиафан" - самое масштабное произведение Звягинцева, обычно тяготевшего к кино камерному, негромкому.

Фильм показывают в самом конце фестиваля, его премьера запланирована на пятницу, 23-е, а в субботу уже будут объявлены победители. Это добрый знак: фестивальные дирекции любят выкладывать свои главные козыри под самый занавес.

Байопик "Принцесса Монако" смонтирован в двух версиях

Одна из традиций Каннского фестиваля - зажигать новые звезды. Формировать в кино тенденции. Улавливать и делать очевидными дуновения времени. И в дальнейшем он верен своим фаворитам, внимательно следит за теми, кого открыл. Так, он сделал знаменитыми никому не ведомых режиссеров из Бельгии братьев Жан-Пьера и Люка Дарденн, вручив им "Золотую пальмовую ветвь" за фильм 1999 года "Розетта", а теперь представляет их новую социальную драму "Два дня, одна ночь", где братья ухитряются делать большое кино на основе частного конфликта внутри, как сказали бы в советском производственном фильме, трудового коллектива. Канн вообще реабилитирует многие жанры, о которых эстеты говорят с усмешкой: он может соединить в одном конкурсе кровавый ужастик и анимационную сказку, документальный фильм - с изощренным, не всем понятным экспериментом. Сотворив себе кумиров, он спокойно может показать им на дверь, как это случилось с датским эпатажником Ларсом фон Триером. Когда-то именно в Канне прогремели его первые успешные картины, но на премьере своей "Меланхолии" он высказал сочувствие Гитлеру и был объявлен персоной нон грата. В этом году он планировал показать в Канне полный бесцензурный вариант второй части своей "Нимфоманки", но фильм повсеместно провалился, и Канн эту авторскую версию не взял.

Кто же среди главных соперников нашего фильма? На данный момент в рейтингах, которые ведут выходящие здесь ежедневные журналы, лидирует британец Майк Ли с байопиком "М-р Тернер" о великом английском пейзажисте-романтике. Ему сулят как минимум премию актеру Тимоти Споллу за лучшее исполнение главной роли. На втором месте 3,5-часовой фильм турка Нури Бильге Джейлана "Зимняя спячка" - его бесконечные интеллигентские рефлексии, выраженные в безразмерных диалогах, здесь почему-то сравнивают с чеховскими. Мои главные фавориты - минималистская социальная драма бельгийцев Жан-Пьера и Люка Дарденн "Два дня, одна ночь" и опять же минималистский вестерн актера-режиссера Томми Ли Джонса "Местный".

Оба без истерик, никого не догоняя, ни в кого не стреляя и никому не подражая, ведут честный и сочувственный рассказ о рядовых людях так, что захватывает почище триллера. В первом женщину увольняют по сокращению штатов, из освободившихся денег настригая прибавку для тех, кто останется. Понятно, что коллектив голосует за такое сокращение, но женщине нужно жить, и она ходит по бывшим коллегам, умоляя пожертвовать прибавкой, но ее оставить. Вот и весь сюжет. И только братья Дарденн и такая актриса, как Марион Котийяр, могут сделать из него кино напряженное и волнующее в каждой детали, каждом незначительном, но судьбоносном повороте событий. "Местный" - история другой женщины из первых поселенцев Дикого Запада; ей нужно перевезти трех обезумевших товарок из Небраски в Айову, и она берет в помощники пожилого оторву, который не в ладах с законом и которому нечего терять. И тоже как бы ничего особенного не происходит, но актерское и режиссерское мастерство таково, что каждый кадр врезается в память. Фильм, бенефисный для исполнителей главных ролей Хилари Суонк и Томми Ли Джонса.

В Канне показали фильм-лидер рейтинга критиков "Зимняя спячка"

В ожидании российского "Левиафана" русская тема фестиваля была поддержана фильмом молодого американского документалиста Гэйба Польски "Красная армия" - о знаменитой хоккейной команде ЦСКА и ее "красной пятерке" во главе с Вячеславом Фетисовым. Фетисов был на премьере, вызвав шквал восторженных аплодисментов, а сама эта картина - признание уникальности советского хоккея, который, по мнению автора, сына эмигрантов из СССР, мог появиться только в условиях тоталитарной системы.

Кстати

Когда этот номер газеты придет к читателю, на фестивале начнутся самые горячие деньки. Уже пройдет российский фильм, на который многие возлагают главные надежды. И наступит минута напряженного молчания перед вердиктом жюри. Сообщение о нем немедленно появится на сайте "РГ"

Мировое кино