Первые составы, которые уже пришли в метро, делают в цехах Мытищинского метровагонмаша. Здесь около 200 человек ежесуточно выпускают один готовый к эксплуатации вагон. На сборку состава уходит неделя - работа идет вручную, за исключением кройки металла и еще нескольких операций, производимых роботами. Сварку несущих элементов проверяет начальник бюро технического осмотра Елена Харичкова. Она с фонариком осматривает швы, отмечая дефекты. В этот день из пяти дверных каркасов на одном обнаружила лишние "брызги" от сварки и потребовала их снять. После приемки всех деталей вагон в цехе сборки вагон ставят на тележки и навешивают электрику, внутреннюю отделку, оборудование, проверяют... Затем выкатывают на трансбордер - отстойник готовой продукции. Для нужд Московского метрополитена, согласно заключенному весной контракту, до 2017 года предстоит собрать 104 поезда из 832 вагонов.
Первые 20 составов из 160 вагонов собраны, до конца года соберут еще столько же. Все они серии "Ока" или 81-760/761 (следующее поколение вагонов после "Русичей"). Испробовали новую серию на Люблинской линии. Новые вагоны впервые оборудованы кондиционерами с обеззараживающим эффектом, информационными табло, в них меньше сидений. Такие поезда быстрее набирают скорость и двигаются плавнее. Кабина машиниста впервые оборудована специальным трапом для эвакуации пассажиров. Ранее во время ЧП люди прыгали из вагона на рельсы тоннеля. Сейчас трап размещен с правой стороны лобового стекла, чтобы его открыть, машинисту достаточно открыть две защелки и толкнуть вперед стекло с прикрепленной к нему раздвижной лестницей. Причем лестница опускается прямо на рельсы и выдерживает до 200 килограмм веса.
Еще одно кардинальное новшество - поезд способен затормозить в любом месте, ибо у него появилась система прицельной остановки. В будущем она позволит вообще удалить машиниста из поезда, либо сделать его оператором компьютера, который и будет задавать ход поезда. "Закупленные в этом году поезда будут ходить по Серпуховско-Тимирязевской и Калининско-Солнцевской линиям, затем еще на 7 ветках, - рассказал замгендиректора по производству Григорий Илюхин. - Впервые одновременно с договором купли заключен контракт жизненного цикла, в рамках которого мы обслуживаем вагоны в течение всего срока эксплуатации - 30 лет".
Еще один конкурс Московский метрополитен объявит в июне на закупку 2,7 тысячи вагонов в 2016-2023 годах. Эти вагоны будут еще новее - со сквозным проходом и складывающимися сиденьями. Мытищенцы тоже хотят участвовать в этом конкурсе и опытные образцы вагонов уже сделали. На первый взгляд, состав выглядит таким длинным, что в нем хоть забеги устраивай. На самом деле длина вагонов обычная, 20 метров. Просто внутри нет никаких перегородок - войдя в первую дверь можно дойти по всему поезду до последней.