"Донские карты" - 1919 год
Первыми игральными картами советской эпохи, как ни странно, стали белогвардейские "донские карты". На уникальных эскизах белогвардейских карт, выпущенных во время Гражданской войны в 1919 году в Новочеркасске, в виде королей изображены донские атаманы, дамы - казачки, валеты - казачата. Четыре масти этой колоды показывают историю Дона на протяжении четырех столетий. Фигурные карты бубновой масти изображены в костюмах XVI века, трефовые - XVII, червовые - XVIII и пиковые - XIX. Тузы также украшены рисунками, соответствующими эпохе. Например, на тузе треф показан донской герб, который был еще до Петра I, - "Елень, стрелою поражёнъ, но не покорёнъ", кстати, также восстановленный Красновым как официальный символ казачьей республики.
- Появление подобной колоды во время Гражданской войны на Дону неслучайно. С ее помощью атаман Краснов пытался популяризировать среди местного населения свою идею создания сепаратной Донской республики, - рассказал "РГ" автор монографии "Русские игральные карты: история и стиль" Евгений Григоренко. - Есть мнение, что сюжеты для игральных карт придумал сам атаман Краснов, который был сторонником донской автономии и весьма увлекался созданием всего казачьего. Донскую область он переименовал во Всевеликое войско Донское, утвердил написанную им самим же конституцию, приказал изготовить "казачий" Георгиевский крест, на котором вместо Святого Георгия был изображен казак в донском "национальном" костюме и т. д.
Правление атамана Краснова было недолгим, и потому донские игральные карты очень редки. Единственный комплектный образец сохранился в альбоме, носящим название "Образцы работ экспедиции заготовления ценных бланков Всевеликого войска Донского". г. Новочеркасск, 1919 г.". Он хранится в частной коллекции.
"Битые карты" - 1932 год
Своим идеологическим оппонентам большевики ответили только спустя 13 лет. В популярном советском журнале "Крокодил" была напечатана статья "Битые карты", язвительно высмеивающая истинных и мнимых врагов Советской власти. Текст сопровождался рисунками полного набора фигур и тузов карточной колоды, где в карикатурном виде были показаны описываемые персонажи.
"Изображенные здесь деятели достаточно известны всем далеко за пределами журнала. Все эти люди в свое время ходили в козырях, но в настоящий момент "иных уж нет, а те - далече", - писал автор журнальной статьи.
Черви, по замыслу художника, олицетворяли белогвардейских военных и политических деятелей. Причем адмирал Колчак был напечатан в виде дамы - верхняя часть рисунка, нижнюю даму изображал барон Врангель. Бубны - это были зарубежные противники СССР: Клемансо, Пуанкаре, Черчилль и т. д. Трефы - деятели творческой интеллигенции и меньшевики, не разделявшиеся взглядов советской власти. А вот пики олицетворяли "родимые памятна капитализма" в социалистическом обществе.
"Пиковый король (сверху) - кулак с обрезом винтовки в руке, король (снизу) - Спекулянт-перекупщик. Дамы - Волокита (сверху) и Бюрократизм (снизу). Родные сестры. Несмотря на тяжелый характер, отлично уживаются под одной крышей", - писал сатирик из журнала "Чудак".
"Народности СССР" - 1929 год
Не все карты, которые предлагало советское государство, пользовались популярностью. Такая участь, например, постигла игральные карты "Народности СССР", где были изображены различные национальности Советского Союза. В 1929 году произошел настоящий скандал, о котором сообщал журнал "Чудак". Автор журнальной статьи "Обновленные валеты" довольно цветисто описал ситуацию.
"Госкартмонополия решила работать "в плане культурного подхода". И вместо королей с дворницкими бородами, вместо надменных дам и валетов с блудливыми глазами, появились представители национальностей нашего Союза. Бубнового короля заменяет старый узбек в халате и чалме. Нет больше валета с веревочными усиками. Вместо него - белорус в бараньей шапке. Нет также и пиковой дамы. В нашей стране нет места таким дамам. Ныне имеется молодая украинка в расшитой рубашке, молодая украинка пик. Остальные фигуры под стать. Есть и раскрепощенные женщины Востока (дамы, сбросившие чадру), есть и таджики (короли и валеты, образовавшие колхоз)", - писал критик.
Не случайно, что эта колода так и не прижилась, и до наших дней дошел лишь один ее экземпляр. Из-за нерентабельности и "неполиткорректности" колоду с производства сняли.
"Антирелигиозные" - 1934 год
В 1930-х годах на Карточной фабрике в Ленинграде была выпущена антиклерикальная пропагандистская колода, что вполне соответствовало духу строительства новой, советской жизни. Карты назывались просто и прямолинейно - "Антирелигиозные". Нарисовал карты Сергей Левашов, художник и один из руководителей Карточной фабрики. К сожалению, об истории создания Левашовым своих карт практически ничего неизвестно, но сам способ организации композиции этих карточных фигур удивителен по своей простоте и оригинальности.
Каждая карта представляет собой "ларец с двойным дном": на переднем плане - духовные лица одной из четырех мировых религий, а на заднем плане - настоящие помыслы и дела этих "лиц". Общей идее антирелигиозной пропаганды соответствуют джокер и карточные рубашки. На джокере Вседержитель показан в виде благообразного и упитанного капиталиста в цилиндре, галстуке и с крылышками, как марионетками руководящим и шаманом, и пастором - довольно заурядный рисунок в стиле карикатур из выходившего в те же годы советского журнала "Безбожник". Карточные рубашки получились гораздо выразительнее. Например, "озорная" рубашка для "внутреннего использования". На ней лихая и совсем не старая Баба Яга в ярко-красном сарафане, помогая себе помелом, улетает в своей ступе в непроходимые сказочные дебри, унося с собой несчастное украденное дитя.
Ксати, карты выпускались также в экспортном варианте на дорогой бумаге и несколько отличались рисунками.
"Антифашистские" - 1941 год
Краткосрочная советско-финская война 1939-1940 годов задала новые темы для художников игральных карт. Сохранился эскиз, выполненный в черно-белой графике и с акварельной раскраской, где в остром карикатурном виде были представлены лидеры фашистских стран, поддерживавших Финляндию. О том, что карты созданы в связи с советско-финским конфликтом, можно судить по надписи на тузе червей "Voitto" - на финском это означает "Победа". Вообще все карточные тузы этой колоды - варианты того, что может сделать русская винтовка с "вражеской кликой".
Рисунки фигурных карт выполнены в карикатурной манере. Короли червовые - маршал Антонеску (Румыния) и адмирал Хорти (Венгрия), один со скрипочкой, другой - с плеточкой. Бубновый король - Гитлер и Муссолини "в одном флаконе", первый - с нибелунговским двуручным мечом в обнимку, а второй -толстяк в нелепой чалме с перьями. Дамы в этой колоде тоже отличаются завидным ассортиментом вариантов и персонажей. Это толстые, но грустные фашистские пассии, застигнутые в момент винно-табачной печали по поводу явных неудач своих "героев".
Из блокадного Ленинграда - 1942 год
Еще в предвоенные годы 7-м специальным отделом ГУППКА была разработана методика ведения информационной войны, в основу которой легло формирование системы идеологической и психологической обработки личного состава вооруженных сил врага. В работе принимали участие известные художники Мандель, Григорьев, Емельянов, Певзнер, но лучшими были признаны эскизы Василия Власова, ему и поручили работу по созданию грозного карточного "оружия".
Эта колода карт, получившая название "Антифашистская", в тяжелых условиях блокады была изготовлена на Карточной фабрике. Истощенный и обессиленный художник в холодной полутемной квартире на Васильевском острове, ловя каждую минуту тусклого зимнего дня, наносил акварелью на картон тончайшие штрихи. Дело в том, что акварелью необходимо рисовать только при естественном цвете, иначе искажаются тона. После того как был готов каждый новый эскиз, его надо было нести в литографический цех, находившийся в 23 километрах от квартиры художника. На это у ослабевшего Власова сил уже не было, и он договорился со своим непосредственным начальником, что в определенные дни будет встречаться с ним на середине Невы и передавать готовые наброски.
В начале 1942 года 17 карточных рисунков были готовы для печати. Короли: Гитлер с арийским черепом, чернорубашечник Муссолини с окровавленным топором на плече, венгерский адмирал Хорти, финский маршал Маннергейм с плеткой в руке. Валеты - шаржи на соратников "бесноватого фюрера" - Геббельс, Гиммлер, Геринг и Риббентроп. Всего было напечатано более 700 листов карт.
Упакованные в водонепроницаемую бумагу карты опустили в ведро с водой и так оставили на несколько часов. Колода выдержала испытание. "Экспортный" товар был готов к "заброске" - силами партизанских отрядов карты разбрасывали во вражеских частях. Второй тираж этой "убойной" колоды увидел свет лишь в начале 1943 года, что и неудивительно для тех условий, в которых "Антифашистские" карты появились на свет.
"Антифашистские" - 1943 год
Известна еще одна колода игральных карт, созданная фронтовым художником Иваном Харткевичем, который в 1942 -1943 годах служил в редакции агитационной газеты Soldatenfreund ("Друг солдата"). Особенностью работы Харткевича стали надписи "окопного жаргона" немецких военнопленных. К примеру, на шестерке поместили (в переводе на русский язык) "6 лет Гитлер сеял - вы собираете урожай", на семерке - "7 дней на Востоке - неделя ада на утраченных позициях". Особенно интересным получился джокер - простой немецкий солдат, осененный мыслью: "Когда игра началась, я был беспечным и скромным, но она подходит к концу, и я знаю ее итог. Только падение Гитлера спасет Германию. Я сам решаю свою судьбу!"
- Эти карты, задуманные еще и как пропуск на линии фронта при сдаче в плен, во время войны так и не были отпечатаны. Сам Харткевич охарактеризовал эту ситуацию так: "Началось стремительное наступление Красной Армии, и, возможно, какие-то детали устаревали. Да и потом, агитация и пропаганда - дело тонкое, может быть, эта идея не была одобрена кем-то на самом верху", - писал в своей книге "Интервью с художником Харткевичем" Алесь Карлюкевич.
Правда, оригиналы карт сохранились. Они долго лежали в одном из музеев и были недавно напечатаны в Белоруссии.
После окончания Великой Отечественной войны советское правительство отказалось от производства оригинальных карточных колод. Причина тому - большие расходы и слабые типографские мощности. До начала перестройки советские граждане играли колодой под названием "Атласные". Рисунки этих карт были созданы еще в 1862 году академиком живописи Адольфом Шарлеманем. С упадком идеологии марксизма-ленинизма, в конце 80-х годов прошлого века, стали производиться другие известные, но идеологически неправильные, игральные карты. Например, колода "Русский стиль", которой многие россияне играют до сих пор, была создана в 1911 году по мотивам национальных костюмов XVII века, показанных во время "Исторического бала" в Кремле. Прообразом червового короля послужил сам российский император Николай II, а дамы - императрица Мария Федоровна. К сожалению, карточная фабрика "Комбинат цветной печати" в Санкт-Петербурге, не выдержав испытания временем и конкуренции с дешевыми иностранными картами, в 2004 году прекратила свое почти двухвековое существование. Впрочем, традиции русских карточных художников и графиков в современной России продолжают небольшие полиграфические предприятия в разных регионах страны.