Документ разрешает потенциальным поставщикам товаров и услуг для госнужд предоставлять электронную версию банковской гарантии. "Действующее законодательство прямо не запрещает использование банковской гарантии в электронной форме, но в нем отсутствуют нормы, регулирующие такие отношения", - пояснил Анатолий Аксаков.
Если законопроект будет принят, круг лиц, имеющих доступ к сведениям, содержащимся в реестре банковских гарантий, ограничат. Доступ к информации будут иметь только принципал, бенефициар, гарант, ЦБ РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный контролировать сферу закупок, Федеральное казначейство.
"С 1 января 2014 года вступил в силу закон N 44-ФЗ, существенно ужесточивший требования к участникам госзакупок, в том числе и по гарантиям исполнения государственного и муниципального контракта, - говорит Виталий Дербеденев, генеральный директор компании "Финансовый и организационный консалтинг". - В частности, гарантии выполнения договора со стороны исполнителя стали обязательным условием госконтракта независимо от его стоимости и наличия аванса. Кроме того, в качестве гарантии стали приниматься только банковские гарантии от уполномоченных банков и денежные средства. Более чем половине банков было запрещено выдавать гарантии для госконтрактов. Страхование ответственности перестало быть средством обеспечения выполнения госконтракта".
По словам Дербеденева, в итоге благие пожелания - избавиться от участия в торгах фирм-однодневок, исчезающих вместе с авансом, - существенно осложнили жизнь добросовестным компаниям, особенно малому и среднему бизнесу, у которого наибольшие проблемы с получением банковского кредитования, а гарантия, как известно, является кредитным продуктом.