27.05.2014 00:45
Экономика

Центробанк России узаконит рейтинговые агентства

Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №20 (949)
К концу июня ЦБ РФ намерен вынести на общественное обсуждение законопроект о рейтинговых агентствах. Об этом на заседании международного банковского клуба "Аналитика без границ" заявила глава управления саморегулируемых организаций, рейтинговых агентств и актуарной деятельности департамента развития финансовых рынков ЦБ РФ Ирина Мельникова.
Читать на сайте RG.RU

По ее словам, регулятор уже подготовил концепцию законопроекта и сейчас готовит текст документа.

ЦБ РФ получил полномочия по надзору за некредитными финансовыми организациями (в том числе рейтинговыми агентствами) с 1 сентября 2013 года, когда был создан мегарегулятор. Однако детально эти полномочия прописаны не были, из-за чего возник "правовой вакуум" (приказ минфина, который до этого регулировал деятельность рейтинговых агентств, перестал действовать).

В готовящемся документе регулятор прописал несколько основных требований. Среди них - обязательная аккредитация рейтинговых агентств при ЦБ РФ, требования к раскрытию методологии, моделей, ключевых предположений в ходе присвоения рейтингов. Также, по словам Мельниковой, стоит вопрос об установлении обязательного внутреннего контроля в агентствах и требований к аналитикам. В законопроекте будут прописаны и полномочия регулятора по проведению проверок, применению мер воздействия к агентствам - выдаче предписаний, штрафов, аннулированию лицензий и т.д.

- Ряд требований, например, о внутреннем контроле, я уверена, будут подвержены широкому обсуждению - необходимо это или является излишним, - сказала Мельникова. - Тем не менее сегодня мы постарались сформулировать те требования, которые есть у европейского регулятора ESMA. Мы предполагаем, что если у нас будут установлены единые правила для входа на рынок, соответствующие европейским требованиям, то вопрос о формулировках, международное или российское агентство, отпадет сам собой. Это будут рейтинговые агентства, которые имеют право работать в России.

Президент Национального платежного совета Алексей Саватюгин высказал сомнения в том, что ЦБ нужен отдельный закон - по его словам, все полномочия, которые были у минфина в отношении рейтинговых агентств, у мегарегулятора есть. По его мнению, даже кратко перечисленные требования будущего закона будут трудно применимы на практике. "По всем статьям - начиная с раскрытия методики, потому что ни одно агентство до конца вам ее не раскроет. Это их интеллектуальное ноу-хау, которыми агентства и конкурируют друг с другом. Там будут самые общие слова о том, что "мы оцениваем эффективность, надежность и еще что-нибудь", - сказал Саватюгин. Смысл раскрытия такой методики - нулевой, считает он. Не нужны в законе и требования к аналитикам - по его мнению, это проблема работодателя, нанимающего персонал в агентство.

В России появятся рейтинговые агентства

На вопрос о том, планирует ли ЦБ принимать соответствия между шкалами российских и нероссийских агентств по разным вопросам (например, рейтингам банков для размещения пенсионных накоплений), Мельникова подчеркнула, что сейчас это активно обсуждается внутри ЦБ: "Решение не принято, но задача такая стоит. На мой взгляд, если мы вырабатываем регуляторные требования, то и вопрос о единой шкале, безусловно, надо решать".

Сегодня российские рейтинговые агентства живут в правовом поле, которое осталось от предыдущего регулятора. "Насколько я знаю, многие пользуются той шкалой сопоставления, которая до сих пор есть на сайте минфина, хотя легитимность ее вызывает вопросы", - рассказал генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. Также он отметил, что у всех российских агентств сегодня есть международные шкалы, по которым рейтингуются международные клиенты, и локальные шкалы для российских клиентов, поэтому сопоставление должно быть по международным и российским шкалам отдельно. Замглавы УК "Паллада" Александр Баранов добавил, что даже в глобальных агентствах шкалы условно сопоставимы, потому что методики совершенно разные. Кто-то больше упор делает на институциональные преобразования, кто-то на денежный поток, который покрывает текущие платежи, и т.д. Прямой сопоставимости нет, можно говорить лишь о матрице переходов из одного рейтинга в другой.

Макроэкономика