Тридцатилетнего архитектора, выпускника МАРХИ Алексея Лукина, известного в его кругах под псевдонимом Лука, позвали как раз для того, чтобы расписать еще один дом, и не где-нибудь, а прямо в Вечном городе и тем самым, как выразился министр правительства Москвы по внешнеэкономическим и международным связям Сергей Черемин, "оставить в Риме кусочек Москвы". Переговорами с ним занимались на самом высоком уровне - департамент культуры российской столицы и художественная галерея Рима Wunderkammern. Алексей согласился сразу: он любит этот город: "Здесь так спокойно, никакой суеты. То, что нужно для художника".
И вот мы стоим с ним в квартале Торпинетаро. Старые четырех-пятиэтажки, совсем как у нас в Новогиреево, напротив - древняя, с арками, стена. Ее, конечно, тронуть никто не посмеет, а вот фасад одного из домов расписан - результат двухдневного труда Алексея. Ну, не понимаю я этих квадратов Малевича, в чем честно и признаюсь автору. Он не обижается:
Выпускник МАРХИ Алексей оставил в Риме "кусочек Москвы". Фото:Пресс-центр ДВМС
- Я абстракционист, и эта работа выполнена в моей привычной манере. Римляне, жители этого дома, тоже не поняли, но сказали: "Красивые цвета - желтый, фиолетовый, бежевый - нам нравятся". А вот дети только посмотрели и сразу сказали: "Это девушка, она пьет кофе утром. Вот ее чашка, рука, пар над ней... Они не поняли только, почему у девушки волосы светлые - рядом с ними живут в основном черноволосые люди. Пришлось объяснить, что девушка - иностранка. Блондинка, которая приехала в Рим, быть может, из Москвы.
Москвичи, делится наблюдениями Лука, к граффити гораздо более нетерпимы. Особенно если не понимают, что изображено. Пресекая на корню их недовольство, коммунальные городские службы терпеливо закрашивают из раза в раз разрисованные стены:
- В Риме власти этим не занимаются, а собственники домов - большая часть жилья здесь частное - не считают нужным тратить деньги на смывание следов творчества самодеятельных художников.
Глядя на множество всюду уродливо исписанных черными каракулями зданий, догадаться об этом нетрудно. "А мы увлеченность молодых поддерживаем, - поделилась с итальянскими коллегами замруководителя департамента культуры Москвы Елена Зеленцова. - У нас в Москве только в этом году десять домов расписаны красочными панно". В департаменте топливно-энергетического хозяйства города, рассказала "РГ" пресс-секретарь ведомства Кристина Титова, нашли в стремлении молодежи к самовыражению даже экономическую составляющую:
- Мы отдаем подросткам расписывать наши энергетические объекты: трансформаторные и распределительные подстанции, вентиляционные киоски. В прошлом году они расписали их 200, в этом - уже 100. И знаете, что мы заметили? Там, где роспись получилась удачная, меньше вандализма, а значит, потом меньше требуется денег на ремонт этих объектов. Мало у кого рука на красоту поднимается...
Лука считает, что к распространению росписи в историческом городе надо подходить все-таки осторожнее: если граффити на улицах будет слишком много, то пострадает облик российской столицы в целом. Да и не обольщается он тем, что если направить энергию подростков в правильное русло, то они будут писать только там, где разрешат и то, что попросят:
- Знаю по себе, в этом возрасте слаще всего нарушить запрет.
Но сам-то Лука перерос эту тягу к адреналину! Освоил новые технологии и кроме граффити пишет на холстах, делает инсталляции, режет по дереву скульптуры. Да так, что, увидев его работы, музейные работники итальянской столицы уже пригласили его в Рим с персональной выставкой. Так, может, среди тех пацанов, которые рвутся ночью с тюбиком краски к очередной будке, подрастает еще не один Лука - и в Москве, и в Риме? В любом случае табличка "Дар правительства Москвы" на стене дома в Торпинетаро еще долго будет напоминать римлянам о необычном художнике из России.