30.05.2014 00:05
Культура

В воскресенье в Сочи открывается кинофестиваль "Кинотавр"

Кино с Ириной Корнеевой
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №121 (6393)
25-й открытый российский кинофестиваль "Кинотавр", Сочи, с 1 по 8 июня
Читать на сайте RG.RU

Первый его приз - уже 1 июня - за художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию получит Александр Сокуров, который не только в день открытия будет принимать главные поздравления, но и в рамках "Кинотавра" проведет мастер-класс - для профессионалов одно из самых интересных и ожидаемых мероприятий. На традиционном для "Кинотавра" спецкурсе, приоткрывающем тайны и объясняющем технологии творчества даже самых закрытых для публичного общения людей, режиссер поделится своим взглядом на сегодняшнюю роль кинематографа в современном обществе. Анонсирующая событие цитата из уст Сокурова звучит многообещающе: "Никогда не считал визуальные формы искусства свободными и имеющими право оказывать влияние на людей так, как это происходит сейчас... Визуальное воздействие на человека - тяжелое оружие. А кино намного опаснее живописи и фотографии. Это динамическое, энергетическое явление... К сожалению, в кино множество людей с банальным мышлением. Злобных, агрессивных, любящих кровь и насилие. И все эти люди - профессионалы. Своими фильмами они наносят раны, которые трудно залечить. Визуальность проникает глубоко, беспощадно глубоко. А внутренние разрушения редко восстанавливаются. Человек часто сам и не замечает их, не чувствует... Кино не может быть новым. Новым в кино может быть только автор, ведь все остальное в кино уже есть. Получат талантливые молодые люди возможность работать в кино - будет кино. Не получат - не будет кино".

Большинство конкурсных картин "Кинотавра" представили женщины-режиссеры

Перефразируя это и принимая во внимание политику и ориентировку "Кинотавра" на открытие новых имен и поддержку молодых, можно утверждать: пока начало июня во всех бизнес-кинопланах традиционно резервируется за "Кинотавром", за будущее российского кинематографа можно не беспокоиться, - шанс проявить себя там (так же как и напомнить о себе) предоставляется отменный.

Кто это будет оценивать? В этом году жюри основного конкурса возглавит режиссер Андрей Звягинцев (его "Левиафан" заявлен фильмом-закрытием "Кинотавра"), а в состав жюри войдут актеры Юрий Колокольников и Елена Лядова, оператор Владислав Опельянц, сценарист Денис Родимин, директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ, продюсер Вячеслав Тельнов и кинокритик Алена Шумакова. "Это все очень актуальные имена, - пояснял президент "Кинотавра" Александр Роднянский. - Те, кто на слуху сегодня, те, кто появился в фильмах предыдущих "кинотаврских" программ, и за относительно короткое время завоевал к себе отношение и собственную репутацию". А на закономерный вопрос, чем 25-й юбилейный кинофестиваль отличается от двадцати четырех предыдущих, Александр Роднянский ответил: "Для нас принципиально важно, чтобы фестиваль "Кинотавр" был утвержден в сознании всех кинематографистов или людей, занимающихся профессионально кинематографом, как важнейшая индустриальная площадка развития российского кинематографа. Для нас важно, чтобы "Кинотавр" по-прежнему оставался местом рождения и поддержки нового молодого российского кино, чтобы утверждал право на существование прежде всего художественных решений и поддержку творческих дарований. Поэтому 25-й "Кинотавр" отличается от предыдущих достаточно серьезным концептуальным подходом. Пятью дебютами в конкурсной программе и восьмью фильмами, где режиссеры женщины. Программой открытия - такого не было никогда,- объединяющей короткометражные картины. Причем короткометражные картины абсолютно разных жанров - от мейнстримовских жанровых до радикальных творческих экспериментов".

Наше кино