30.05.2014 19:00
Общество

Валаам, Соловки и другие святые места России

Шесть самых уединенных святых мест России
Текст:  Дарья Воронина
С началом лета одним из активных туристических направлений становятся паломнические поездки. Неудивительно, ведь святые земли находятся вдалеке от крупных городов и повседневной суеты. К тому же, такое путешествие может оказаться не только приятным, но и познавательным . "РГ" выбрала шесть важных для православного человека мест России.
Читать на сайте RG.RU
 
 
 

Валаам

Удивительное место в российской истории и мировом православии. По легенде, апостол Андрей Первозванный прошел водным путем до Новгорода, а потом - до Валаама. Он расчистил языческие городища и воздвиг на диких скалах острова крест. Это похоже на правду, так как по этимологическому разбору названия Валаам - это "земля Велеса", языческого бога.

Зачем нужна святая вода и что с ней делать?

Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует о том, что еще в 10 веке на острове уже существовало монастырское братство, возглавляемое игуменом. По преданиям монахов, монастырь на острове Валаам был основан еще до Крещения Руси, а именно в 960 году преподобными Сергием и Германом. Они пришли в Русь из Греции. Поначалу они остановились в Киеве, но после, спасаясь от гонений, приплыли на пустынный остров. Его называли Великой Лаврой, и он являлся центром книгопечатания в 15 веке. Согласно сохранившимся архивам, в 16 веке на острове жили до 600 монахов. Спасо-Преображенский мужской монастырь путники называли Северным Афоном.

Валаам находится на одной параллели с Аляской, в 220 километрах от Санкт-Петербурга. За 1000 лет, благодаря монахам, на земле было привито около 50 видов сортов растений из разных частей света, всего на Валааме растут 480 видов растений.

Особая природа наложила отпечаток на жизнь обители. Издавна тут заведен порядок: с ноября по апрель монахи ведут "пустынное житие", а с мая по сентябрь их ждет служение миру и постоянный поток гостей. А гостей тут всегда хватало, исторически зафиксировано, что к концу 50-ых годов ХIХ века на остров приезжали до 6000 человек, а к концу 30-ых годов XX века цифра достигла 30 тысяч человек.

13 декабря 1989 года, в день памяти Андрея Первозванного, обитель стали восстанавливать шестеро монахов, прибывших на остров. В 2005 году здесь появился 1000-пудовый колокол "Андрей Первозванный". В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2008 года Свято-Владимирский скит был освящен Алексием II.

 
 
 

Дивеево

Один из ключевых центров русской православной церкви. Здесь находятся мощи святого Серафима Саровского, бывшего основателем Дивеевской женской обители.

Дивеево считается четвертным уделом Пресвятой Богородицы на земле и единственным уделом Богородицы в России. Считается, что Богородица обходит свои уделы каждый день.

6 православных святых советского времени

По преданию, в начале XIX века монахине Александре из Киево-Печерской Лавры было ведение Богородицы. Она сказала, что хочет избрать новый удел, поэтому Александру ждет дорога на север России, чтобы основать новую обитель. Она была построена в 1760 году при покровительстве отца Серафима.

В последние годы жизни именно к нему пришла Пресвятая Богородице и показала, где очертить мотыгой канавку.

- Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божьей Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Землю эту взяла в Удел Сама Царица Небесная. Тут у меня, говорил батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит, - вспоминали позже слова святого монахини.

В 1833 году Серафим Саровский отошел в мир иной, в 1903 году он был канонизирован и стал вторым наиболее значимым святым России. В Троицком соборе хранятся мощи и некоторые вещи преподобного: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка.

Паломники, бывающие в Дивеево, проходят по Канавке, читая про себя "Богородице Дево, радуйся" 150 раз. Земля здешняя обладает целительными свойствами, известны даже случаи излечения от рака. Также в Дивеево есть источник Казанской Божьей Матери, источник Серафима Саровского, у каждого из них оборудованы купели. Круглый год температура воды там составляет плюс 5 градусов по Цельсию, но все паломники обязательно окунаются в воду, несмотря на погоду и время года.

 
 
 

Оптина пустынь

Очень значимое место для русской православной церкви. Долгое время здесь существовала традиция старчества.

По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве - Макарий. В 1832-1839 годах была возведена небольшая ограда и четыре наугольных башни. Известно, что на протяжении XIX века здесь проживало более десяти старцев, которые являлись наставниками множества людей. Старцами становились монахи, получившие за свои труды дар духовного видения.

Основателем школы старчества считается старец Леонид. Его учеником стал Преподобный Амфросий, известный на всю императорскую Россию. Эта школа долгое время оказывала огромное влияние на умы людей. Известно, что после поездок в Оптину пустынь появились "Братья Карамазовы" Федора Достоевского (писатель приезжал сюда после смерти сына) и "Отец Сергий" Льва Толстого. У Льва Николаевича были особые отношения с Оптиной пустынью, ведь родная сестра писателя была насельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино.

С 1923 по 1987 года монастырь был закрыт. Сейчас в пустыни хранятся мощи Оптинских старцев преподобных Амвросия и Нектария, Моисея, Антония и Исаакия, преподобноисповедника Рафаила (Шейченко) и Казанская икона Божьей Матери.

 
 
 

Соловки

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь находится на Большом Соловецком острове в Белом море, скиты и пустыни - на островах архипелага. Несмотря на то, что в XX веке монастырь был закрыт, это место приобрело еще больший вес в православном мире. Многие знают, что здесь находился лагерь для политзаключенных, известный в Советском Союзе как "Соловки". Сейчас его называют "Русской Голгофой".

Сам монастырь был основан в 1436 году монахами Зосимой, Савватием и Германом. Но первое поселение появилось здесь в 1429 году. Особого расцвета монастырь достиг при игумене Филиппе во второй половине XVI века. Слава о его праведной жизни была так велика, что молва о нем дошла до самого Ивана Грозного. Он пригласил игумена к себе и предложил ему кафедры митрополита Московского.

В Башкирии икона помогла возродить деревню

Интересно, что в период раскола православной церкви монастырь занял сторону староверов. Осада, получившая в истории название "Соловецкое сидение", продлилась 8 лет и закончилась тем, что в 1676 году в результате предательства одного из монахов крепость была взята.

В 1920 году на месте некогда действовавшего монастыря открыли лагерь для политических заключенных. В нем проживало 350 человек - священники, дворяне, офицеры белого движения. В 1923-м был учрежден Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее, в 1937 году, в Соловецкую Тюрьму Особого Назначения с символичной аббревиатурой СТОН. Через два года она была расформирована. За 16 лет работы здесь отбыли наказание десятки тысяч человек.

- На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников - узников Соловков. Многие из них скончались на островах от болезней и голода или были расстреляны в Соловецкой тюрьме, другие погибли позднее. На Юбилейном Соборе 2000 года и позднее, около 60 из них были прославлены для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских, - рассказывают в монастыре.

В 1988 году началось восстанавление монастыря. А уже в 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 - в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В монастыре хранятся мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, преподобного Германа.

 
 
 

Ганина яма

Ганина яма - это заброшенный рудник Свердловской области, ставший последним приютом для царской семьи государя Российского Николая Второго.

Паломники, приезжающие на Урал, обязательно посещают Храм-На-Крови, построенный в Екатеринбурге на месте дома Ипатьевых, в подвале которого Николай Второй, Александра Федоровна, цесаревич Алексий, цесаревны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, а также прислуга были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Далее тела убитых были отвезены на опустевший Исетский рудник и брошены в шахту рядом с Ганиной ямой, а их одежда сожжена. Но на следующий день у красноармейцев появились подозрения в том, что у процесса были свидетели и тела решили вновь перезахоронить в более дальних шахтах.

Историки утверждают, что грузовик, перевозивший тела убитых, застрял на топком месте у Поросенкова Лога. Тогда большевики решили выгрузить и спрятать тела здесь же. Захоронение было укрыто шпалами и найдено лишь спустя 60 лет группой поисковиков. Несмотря на то, что о царской семье в СССР говорить было запрещено, уже в 70-ых годах сюда стали приезжать паломники, чтобы поклониться святой земле, укрывшей царственных мучеников. В 1991 году захоронение официально вскрыли.

В 2000 году Николай Второй и его семья были прославлены православной церковью в лике страстотерпцев, тогда же началось строительство монастыря и храмов на Ганиной яме. Всего здесь работают 7 храмов - по количеству страстотерпцев. В них также хранятся мощи Святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

 
 
 

Алушта

Космо-Дамиановский монастырь расположен рядом со святым источником Савлух-Су в Крымском заповеднике, он окружен хребтом Конек и горами Черной, Большой и Малой Чучелью.

По легенде, здесь провели последние годы жизни святые Косма и Дамиан.

- Спустя много времени после их смерти местный татарин, ненавидевший свою жену, увел ее в горы, выколол глаза и оставил одну, вдали от жилья, - рассказывают экскурсоводы. - К несчастной женщине, умиравшей от голода, явились два незнакомых ей человека, сказав, что они братья-врачи, Косма и Дамиан, подвели ее к источнику и велели умыться в нем. После этого к женщине вернулось зрение, и она, возвратившись в свою деревню, рассказала о случившемся.

- Древнее предание сказует, что сии врачи-чудотворцы посетили некогда и озарили чудесами своими и здешний полуостров Таврический, будучи сосланы сюда в заточение от кесаря Римского. И среди гор ваших есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли их молитвами. Если где думал я, то в подобных ущельях гор место обитателям иноческим, и предложил, если угодно будет Богу, устроить киновию во имя святых бессеребренников Космы и Дамиана. Святейший Синод преподал благославение на сию мысль, - говорил архиепископ Иннокентий во время своего путешествия по святым местам Крыма.

В 1853 году разрешение было получено. В дореволюционной России монастырь был одной из самых уважаемых обителей, ее часто посещали члены императорской семьи.

Жителей Кузбасса защитят от рака специальной иконой

И сейчас путники едут по плохой дороге, чтобы увидеть монастырь, а тогда добираться до святого места было еще сложнее. Историк Марков рассказывал о жизни обители так: "Обыкновенно же в этом заоблачном ските трудно найти что-нибудь, кроме кружки молока. В этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку месяцев он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырек, осведомиться, цел ли он".

В 1899 году епископ Николай решил сменить мужской монастырь на женский. Посему 1 августа того же года монахи в последний раз отслужили обедню и отправились в путь - по другим монастырям Крыма. По воспоминания, старые монахи расставались с Космо-Дамиановским монастырем со слезами на глазах, ведь вместе с отцом Макарием они строили эту обитель своими руками.

Во время Первой мировой войны монахини финансово помогали фронту, в 1923 году обитель была закрыта. Во время Второй мировой войны все здания монастыря были разрушены, целой осталась только часовня у целебного источника.

В 1994 году обитель стали восстанавливать. Сейчас в монастыре живет не больше 10 монахов, однако в православные праздники сюда приезжают тысячи паломников. К святому источнику едут за исцелением от болезней и восстановлением сил.

 
 
 
Религия Туризм Свердловская область Республика Крым Нижегородская область Архангельская область Карелия Калужская область Урал и Западная Сибирь Приволжье Северо-Запад Центральная Россия