Самый простой способ избежать дачи взятки - это предложить коррупционеру то, в чем он действительно нуждается, считает исполнительный директор ICC (Австрия, Вена) Макс Бюргер-Шейдлин. Чаще всего чиновник, вымогающий взятку, заинтересован в сохранении собственного места, поэтому необходимо предложить выгодные решения, которые позволят ему закрепиться или же напротив показать, что он может легко лишиться работы, в случае если его коррупционное предложение будет обнародовано. Бюргер-Шейдлин советует компаниям выстраивать такую линию поведения, при которой коррупционерам будет невыгодно иметь дело с компанией. "К примеру, мой коллега еще в Австрии проверил, правильно ли оформлены все документы на грузы, которые должны были поставляться грузовиками на Украину. На украинской стороне компания наняла специалиста, который знал все нововведения украинского таможенного законодательства. Настрой был ни при каких обстоятельствах не давать взятку. Нескоропортящийся груз мог ждать решения таможенников сколько угодно без потери качества. Таможенники проверяли груз долго, намекали на дачу взятки, но в конце концов сдались. За то же время они могли "найти общий язык" с гораздо большим количеством компаний. Груз пришлось пропустить. Но все грузовики этой компании, подготовленные по тому же самому принципу, были пущены через этот таможенный пост", - рассказывает эксперт. Точно такие же случаи Бюргер-Шейдлин приводит из практики морских грузовых компаний, которые соблюдали принцип: доскональная подготовка и наличие местных экспертов по законодательству и дальнейшее распространение проверенного принципа на другие транспортные средства компании.
Большинство компаний хотели бы работать на честном рынке без взяток. Но проблема в том, что организации сомневаются в тактике конкурентов. "Компании пытаются обогнать друг друга на рынке, используя взятку в качестве ускорителя. Взятка позволяет пройти препятствие быстрее, в итоге слишком многие ведут нечестную игру", - говорит генеральный директор Учебно-консультационного центра ANTI-FRAUD.RU, специалист в области расследования корпоративного мошенничества Гузаль Махмудова.
Если компания выбирает честную игру и готова отсекать все коррупционные предложения, для этого ей понадобится выстроенная комплаенс-программа, которая охватывает все уровни управления компанией и все каналы взаимодействия организации с контрагентами. Махмудова рассказывает, что необходимо заранее установить низкую, среднюю или высокую степень рисков. Если риск коррупционных действий высок, от работы с таким контрагентом необходимо отказаться или же установить такие условия, которые исключат коррупционные составляющие. К примеру, если речь идет о фармацевтическом бизнесе, то большие коррупционные риски находятся в сфере взаимодействия компании с медперсоналом поликлиник, с дистрибьюторами, представителями. Важно, чтобы все предоставленные финансовые инструменты - подарки, скидки, предоставление бесплатной продукции - использовались не в коррупционных целях, а только в строго оговоренных рамках, как инструменты, стимулирующие деятельность. Причем поговорка "рыба гниет с головы" как нельзя подходит к реализации антикоррупционных стратегий в компаниях. "Уровень коррупции зависит от сложившихся внутренних отношений в коллективе. Иногда руководство на словах говорит, что поддерживает честную работу, но устанавливает такие показатели, которые невозможно достичь без коррупционных действий", - поясняет Махмудова. Компания может включать в контракты с контрагентами антикоррупционные оговорки. Например, право провести аудит отчетности и расторгнуть договор, если обнаружатся коррупционные факты.
Важную роль в оценке коррупционных рисков играет анализ сделок. "Например, контрагент банкротится и не отдает долг. Появляется офшорная компания, готовая выкупить долг за 20% стоимости. Бенефициары организации неизвестны, связь с должником возможна. Вернуть долг самостоятельно получится едва ли. Стоит ли компании идти на такую сделку?" - спрашивает Махмудова. В задачке с таким количеством неизвестных, оказывается, риски минимальны. Так как в этом случае компания не нарушает закона. А вот от сделок с госорганами, в которых прослеживается передача наличных от компании лично чиновникам, Махмудова советует воздержаться. Риск коррупционности у таких сделок слишком велик.
Избегать сделок с высоким коррупционным риском, несмотря на возможную выгоду, советует и Колби А. Смит, партнер компании Debevoise&Plimpton. "Я был одним из тех юристов, которые вели дело компании Siemens, уличенной в даче взяток за заключение выгодных контрактов. Мы увидели, что те контракты, которые были коррупционными, не имели дохода. То есть они не дали ожидаемой прибыли", - говорит Смит. Компании, выбирая коррупционный путь, рассчитывают на большую, чем у конкурентов, прибыль. На деле же дополнительные силы и средства тратятся на сокрытие незаконных действий и улаживание споров с вымогателями, которые готовы обнародовать противозаконные сделки.