Сегодня, к сожалению, Россия по уровню использования газомоторного топлива находится лишь на 20-м месте в мире. Причин тому много - это и высокая стоимость переоборудования автомобиля, и увеличение его массы, и уменьшение свободного пространства в багажнике, которое займет газовый баллон. Да и никто не может гарантировать, что с популярностью газа цена на него не взлетит. И тогда рядовой автомобилист уж точно не получит обещанную в течение столь долгого времени выгоду.
Среди аргументов по использованию газа вместо бензина преобладают экологические мотивы. Действительно, использование метана позволяет в пять раз снизить выброс вредных веществ в атмосферу. А использование газа при незначительных изменениях конструкции автомобиля позволяет его из категории Евро-3 или Евро-4 вывести сразу на уровень Евро-6. Хорошо это и для потребителей - средняя общероссийская цена 1 кубометра газомоторного топлива сегодня ниже бензина в два раза.
Однако есть нюанс. Установка газобаллонного оборудования стоит денег. И подходит, кстати, не каждому автомобилю. Например, на дизельные легковушки устанавливать газовый баллон смысла нет - комплект деталей для этого дорог и чисто экономически не имеет никакого смысла. Машина быстрей состарится, чем оправдаются вложения в "экологию".
Цены на комплект для бензинового двигателя начинаются в среднем от 30 тысяч рублей. Но для более современных машин и для тех двигателей, у которых число цилиндров 6 или больше, расценки могут быть выше в несколько раз. Поэтому, когда говорят об использовании газомоторного топлива, в основном имеют в виду перевод на него общественного транспорта. В этой области, кстати, положительных примеров уже довольно много. Существующие темпы газификации автобусов и маршрутных такси позволяют говорить о том, что к 2020 году до половины парка в крупных городах-миллионниках уже будут ездить на "голубом топливе".
Такие цифры заявлены и в одном из распоряжений правительства. В документе прямо прописано, что все города с населением более миллиона жителей должны обеспечить переход на газомоторное топливо не менее половины парка муниципального общественного транспорта и дорожно-коммунальных служб. Для городов с населением от 300 тысяч до 1 миллиона человек - не менее 30 процентов. Самая низкая планка установлена для населенных пунктов с числом жителей от 100 до 300 тысяч - не менее 10 процентов.
Чиновники из минэнерго считают, что уже к 2030 году число машин на газомоторном топливе в РФ возрастет в 25 раз, и может дойти до 2,5 миллиона единиц. Что же касается количества заправок для подобных транспортных средств, то их станет в 17 раз больше - около 3500. Пока же в 2012 году потребление газового топлива по России составило менее 400 миллионов кубометров, за 2013 год данных еще нет, но вряд ли они будут намного больше.
Если речь идет о пропан-бутановой смеси, то увеличить количество автомобилей, которые ездят на газу, довольно легко, утверждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев: "В жидком состоянии смесь находится под давлением всего в 6 атмосфер. Количество заправок каждый год растет. Достоинство ее - относительная дешевизна, так как пропан и бутан - основные компоненты попутного газа и так как есть постановление о 95-процентной его утилизации, то он весь может идти в дело". Однако пока на месторождениях недостаточно инфраструктуры. И, по идее, нужен единый оператор для закупки такого газа, а его нет.
Если же говорить о метане, который тоже рассматривают в качестве топлива для автомобилей, то здесь все гораздо сложнее. "У метана есть только один недостаток - его можно использовать в качестве моторного топлива лишь в сжатом виде до нескольких сотен атмосфер. То есть установка технологически сложная и много весит", - уверен Танкаев.
Тем не менее в министерстве транспорта оптимистично смотрят на ситуацию. Глава ведомства Максим Соколов на VII Международном форуме "Транспорт России" заявил, что для министерства "совершенно очевидно, если не быть пессимистом, а оптимистом, что у нас огромный рынок газомоторного топлива".
В мире освоение переделки автомобилей под газ идет более быстрыми темпами. По исследованиям группы "Волга" и НИУ ВШЭ, мировой парк автомобилей, работающих на газовом топливе, ежегодно увеличивается на 30 процентов. Конечно, пока общий объем парка авто, работающих на газе, относительно невелик - около 20 миллионов единиц, или немногим менее 2 процентов от всех автомобилей в мире. Однако, согласно прогнозу Международного газового союза, к 2020 году парк авто на газе составит минимум 50, а к 2030 году - более 100 миллионов транспортных средств.
При этом в ряде стран Евросоюза существует поддержка перехода на газ на государственном уровне. Законодателем мод в этом направлении является Германия, где за счет госсубсидий компенсируются затраты собственника на переоборудование авто на газ или покупку новой машины на газомоторном топливе. При этом размер субсидий достаточно велик - если оборудование устанавливается на личный легковой автомобиль, то компенсация достигает 60 процентов от суммы расходов, а для малолитражных грузовиков - и все 100 процентов.
На руку европейским любителям ездить на экологически более чистом автомобиле играет и разветвленная сеть автомобильных заправок. Сегодня в Старом Свете насчитывается около 500 специализированных АЗС, заправляющих автомобили природным газом. В то же время на всю Россию их около 250. При этом есть регионы, где таких заправок вовсе нет. В результате загрузка сети на 2013 год составила около 20 процентов от максимальной производительности в два млрд кубометров. К примеру, в ЕС до 2020 года планируется довести объем потребления газа автотранспортом до 50 миллиардов кубов.
К тому же для развития сети газовых заправок требуются серьезные финансовые вливания.
Если следовать европейским стандартам и организовывать такие АЗС через каждые 150 километров, то необходимо 5,5 тысячи заправок с газом.
Стоимость такого проекта до 2020 года, по оценкам экспертов, составляет 33,6 триллиона рублей. Тем не менее определенные подвижки в этом направлении есть. Так, глава компании "Газпром газомоторное топливо" Виктор Зубков в конце прошлого года сообщил о том, что в 2014 году в стране планируется построить около 200 новых газозаправочных станций. Кроме того, в планах компании - вывести уже существующие газозаправочные станции на безубыточный уровень. Сегодня, несмотря на активную пропаганду газового автотранспорта со стороны российских властей, газовые автозаправки загружены только на 18 процентов.
Абсолютное большинство газовых заправок в России рассчитано на пропан-бутановую смесь и их действительно мало, подтверждает Рустам Танкаев. "Почему? Ответ относительно прост. При реализации газа нужна специальная инфраструктура для перевозки, нужны станции, где он будет заполняться в хранилища, сжижаться и так далее. Но главное - пропан, бутан и этан - сырье для мономеров, из которых производят пластмассы и в этой сфере этот газ более нужен, чем в топливной", - считает он. Впрочем, власти не опускают руки. Периодически в регионах проходят кампании по стимулированию водителей к установке на автомобили газобаллонного оборудования. До 1 марта 2014 года, например, в Санкт-Петербурге, Тверской, Смоленской и Новгородской областях действовала программа, согласно которой водителям, желающим перевести свой автомобиль на газ, предоставлялась компенсация в 30 тысяч рублей. Из них 26 тысяч рублей составляла скидка на установку оборудования и 4 тысяч рублей - топливная карта для заправки.
Еще летом прошлого года правительство опубликовало подписанное председателем правительства Дмитрием Медведевым постановление, которое разрешает всем автозаправочным станциям реализовывать газомоторное топливо наряду с более распространенными бензином и "соляркой". Автором документа выступило минэнерго. "Требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, в части, касающейся услуг, которые должны оказываться на автозаправочных станциях, дополнятся такой услугой, как осуществление заправки транспортных средств газовым моторным топливом", - говорится в постановлении. Правда, документ разрешает торговать газом, но не обязывает.
Все эти меры вовлекают в развитие газомоторной инфраструктуры новых игроков - нефтяные компании, владеющие широкими розничными сетями, а также обеспечивают отрасль столь необходимой потребительской базой. Сотрудничество с нефтяниками также обеспечивает "Газпром газомоторное топливо". В 2013 году были достигнуты договоренности о размещении блоков заправки метаном на АЗС компаний "Газпром нефть", "Газпром газэнергосеть" и "Татнефть".
Тем временем ведущие мировые автопроизводители выпускают более 180 моделей газовых автомобилей. КАМАЗ, ГАЗ, Volvo, Scania, MAN, Iveco и др. уже имеют хороший опыт серийного производства техники на природном газе. КАМАЗ разработал собственный газовый двигатель, наладил массовый выпуск широкой линейки транспортных средств и техники на метане и поставку ее в регионы России. В конце 2013 года с конвейера завода сошли 96 магистральных тягачей "КАМАЗ-5490" нового поколения, созданных в сотрудничестве с концерном Daimler AG. В 2014 году планируется выпустить уже 2 тыс. таких тягачей. Другой лидер в сегменте коммерческого транспорта - Группа "ГАЗ" - в начале 2013 года передала в опытную эксплуатацию предсерийные автомобили "ГАЗель Бизнес CNG", работающие на бензине и метане.