Экомарафон такого уровня, кстати, единственный в мире. Его участники - студенты со всего мира. В этом году, например, зарегистрировались 200 команд из 25 стран, свыше 3000 студентов. Раньше было и больше, но потом организаторы волевым усилием ограничили число, иначе за несколько дней марафона некоторые команды просто не успевали поучаствовать в соревнованиях.
Сначала были квалификационные заезды. Надо сказать, не все машины смогли с первого раза стартовать. Ряд из них или вообще не смогли завестись, или они заглохли в процессе тестовых кругов. Но таких, честно говоря, было очень мало.
Кстати, в экомарафоне уже второй год подряд участвует и российская команда от Московского автодорожного института (МАДИ). В прошлом году она не смогла выйти на трек, так как машина не соответствовала некоторым техническим параметрам. В этом году судьба была более благосклонной.
Мы зашли в паддок, где ребята готовили машину. Но надолго решили не отвлекать - студенты были уставшие и практически не отрывались от машины. Впрочем, это можно понять! Впереди у них было ответственное прохождение технического контроля.
Тем более, что не обошлось без проблем - за день до соревнований, например, оказалось, что радиус разворота оказался больше необходимого. В итоге, к сожалению, нам не довелось увидеть российскую команду на пьедестале почета. На трассу ребята, правда, попали, новое передаточное звено в коробке позволило развить нужную скорость в минимум 25 километров в час. Однако прототип не доехал 3,5 круга до финиша из-за аварии. Команда из Нигерии догнала автомобиль ребят и не смогла объехать.
Несмотря на то, что в результате столкновения с нигерийской машиной команда МАДИ сошла с дистанции, ее результат подтвердил возможность автомобиля проехать на 1 литре бензина 450 км. Также ребята получили приз за упорство и решительность в достижении целей соревнования - сертификат на 1500 евро.
А победителем в категории "Прототипы" стала команда Microjoule - La Joliverie из Франции, регулярно выходившая победителем и прежде. Она побила свой прежний рекорд, показав результат 3314,9 км/л, превысив прежний показатель на 11 процентов. "Погода на неделе выдалась просто замечательная. И команда и автомобиль подошли к соревнованиям на пике своей формы", - рассказал лидер команды Микаэль Фардё.
В категории "Городской концепт" команда лицея Lycee Louis Delage из Франции установила новый рекорд Роттердама, проехав 468,8 км на бензиновом двигателе (повышение прошлогоднего результата на 73,1 км). Команда Sluchtspecht из Университета прикладных наук Оденбурга (Германия) превзошла свой рекорд 2013 года, проехав 389 км на дизельном двигателе. Команда La Joliverie из Нантского политехнического университета (Франция), представившая автомобиль с силовой установкой на водородных топливных элементах, улучшила собственный рекорд на 150,5 км.
Технические требования к автомобилям экомарафона это вообще "отдельная песня". Перед стартом машины обязаны пройти очень подробную техническую проверку.
Есть два класса - урбан-концепты и прототипы, рассказал руководитель проекта Shell по разработке топлива Майк Эванс. Первый введен всего 10 лет назад. Это машины, которые в принципе можно выпускать на улицы города, они оборудованы фарами, указателями поворота, прочим оснащением, которое характерно для "нормального" автомобиля. Для них и топливо, кстати, обычное - бензин или газ.
"В классе прототипов - больше вариаций. Да и сам вид автомобилей напоминает машины "из будущего" - большей частью это длинные узкие и очень низкие "торпеды" на велосипедных колесах, в которых пилот буквально лежит на земле. Топливо и двигатель для них можно использовать любые", - конкретизировал Майк. Но все равно есть ряд ограничений.
Проверяют габариты видимости, нужно, чтобы из кокпита был хороший обзор. Кстати говоря, абсолютно все автомобили оснащены зеркалами заднего вида. "Измеряют угол поворота колес, диаметр разворота. Тестируется возможность оперативно выбраться из болида в случае чрезвычайной ситуации. Есть требования и к резине, по жесткости, другим характеристикам. Есть ограничения по размерам и весу. Городской концепт - не более 205 килограммов, а прототип - не более 150 килограммов. На прототипах должно быть две тормозные системы, ножная и ручная. На городских концептах - только одна. Ремень безопасности должен присутствовать и крепко держать водителя - проверяют момент затяжки", - продолжает перечислять Майк.
Контролируется также и вес водителя. Хотя, как мне показалось, здесь требования более формальны. Главное, особенно для прототипов, чтобы пилот вообще влез в кокпит. При мне, например, уже почти на стартовой линии команде пришлось срочно менять одного на другого, так как у первого студента, который втиснулся в узкое кресло, через несколько секунд свело ногу.
Тем не менее вес водителя, управляющего городским концептом, не должен быть меньше 70 килограммов. Для прототипа требования еще жестче - не менее 50 килограммов. Именно поэтому, кстати, в этом классе в качестве пилотов часто выступают девушки. А вообще ограничения по минимальному весу были специально введены организаторами экомарафона. Как нам пояснили, после нескольких мероприятий судьи стали замечать, что пилоты становились все меньше и субтильнее на вид. И, чтобы в кокпитах не было уж совсем анорексичных пилотов, ввели планку минимального веса.
Хотя и тут я обнаружил нюансы, совсем уж худощавых не сажают за руль. При мне тестовый заезд проходили два городских концепта, пилотов которых было трудно заподозрить в маленьком весе. Один из них так вообще с трудом влез в машину. А во второй было сразу два пилота.
Но самое интересное и зрелищное это, конечно, заезды. На них водители откатывают автотрассу, чтобы понять - где надо ехать накатом, где вообще стоит выключить двигатель, чтобы как можно больше проехать на одном литре, экономя драгоценное топливо.
На самом деле, когда тебе говорят, что машины ездят буквально на граммах бензина - это одно. И совсем другое ощущение, когда своими глазами видишь, сколько заливают в бензобак. Например, зачетную дистанцию (10 кругов по 1,6 километра) прототип должен проехать на пяти граммах бензина! Это буквально - чайная ложка. Для городского концепта максимальный объем заливаемого топлива - 50 граммов. А для электромобиля заряд равен восьми "пальчиковым" батарейкам!
И мы тоже не устояли. В ходе специально организованного для журналистов тест-драйва мне посчастливилось посидеть за рулем городского концепта. Представьте себе автомобиль по размерам меньше "Оки" или немецкого "Смарта". За спиной трескочет двухцилиндровый двигатель, ты садишься в узкое и жесткое гоночное кресло, к которому еще и пристегивают гоночными пятиточечными ремнями безопасности. А перед тобой - маленький руль, похожий на те, которыми оснащаются гоночные болиды Формулы-1. И - на трассу!
Ощущения - фантастические! Ты едешь, то обгоняя, то пропуская другие "машины будущего", и в голове постепенно складывается впечатление, что под колесами - настоящая гоночная трасса, но где-то в далеком будущем. Потому что окружающие тебя на дороге машины словно сошли со страниц произведений писателей-фантастов или с экрана фантастического фильма.
А еще ты понимаешь, что за этими, сегодня неказистыми и простенькими, машинами - будущее. Технологии совершенствуются, студенты вырастают и становятся взрослыми конструкторами. И то, что сегодня обкатывается под восторженные аплодисменты зрителей на экомарафоне Shell, завтра может выйти на улицы обычных городов.