Пробег устроили для того, чтобы привлечь внимание к необходимости снижения вредного воздействия автотранспорта на природу. Вместе с участниками автопробега по трассе пошла передвижная лаборатория "Мосэкомониторинга", которая будет замерять уровень загрязнения воздуха по всему маршруту. Кроме того, на каждом участке маршрута у автомобилей будут замерять расход топлива. Победителями будут признаны самые экономичные в своем классе. Перед стартом москвичи смогли полюбоваться машинами - там были как "Мерседес-Бенц" 190 1958-го года выпуска, "Шевроле Корвет" 1960-го года выпуска, так и современные электрокары и гибриды.
Старт автопробегу дал мэр столицы Сергей Собянин.
- Пробег символический, но проблема, которую он затрагивает, далеко не символическая - речь идет об экологии нашего любимого города, - сказал мэр. По его словам, в прошлом году в Москве впервые зафиксировано уменьшение вредных выбросов в атмосферу - несмотря на неуклонный рост числа автомобилей. По мнению градоначальника, такая позитивная динамика связана в первую очередь с заменой парка городского транспорта: город теперь закупает автобусы только высокого экологического класса - Евро-4 и Евро-5.
- Кроме того, мы запретили в Москве продажу топлива ниже четвертого и пятого экологического класса, - рассказал мэр. - Также в основном завершилась модернизация московского нефтеперерабатывающего завода, который сейчас выпускает только экологически качественное топливо, и мы ограничиваем въезд в город грузовиков с допотопными двигателями.
Кроме того, Москва стимулирует использование электротранспорта. Сейчас по городу ездит всего только около тысячи электромобилей, считая гибриды (для сравнения - число автомобилей в столице, по статистике департамента транспорта, приближается к трем миллионам). Кстати, электромобили можно бесплатно оставлять на платных парковках в центре Москвы, без оформления каких-либо разрешений. Экологичный транспорт сейчас используется и в городском хозяйстве Москвы - бригады энергетиков часто выезжают к местам аварий на электромобилях. А во многих столичных парках, например, в Коломенском, проводятся "электромобильные" экскурсии - чтобы и посетителей не утомить, и природе не навредить. Кроме того, на электромобилях инспекторы патрулируют особо охраняемые природные территории.
Однако, по мнению главы столичного департамента топливно-энергетического хозяйства Павла Ливинского, чтобы экологически чистый транспорт в Москве стал массовым, недостаточно просто накупить электрокаров и электробусов - нужно создать разветвленную сеть электрозаправок.
- В перспективе они должны быть повсюду - у жилых домов, офисов, торговых центров, музеев и театров, на каждой парковке. Причем это должны быть так называемые экспресс-станции высокой мощности, чтобы автолюбителю не приходилось долго ждать зарядки аккумуляторов, - говорит чиновник.
Сейчас в городе установлено 50 электрозарядных станций - как правило, рядом с торговыми центрами. Столичные власти обещают, что к 2016 году число электрозаправок вырастет до 250, они расположатся вблизи торговых центров и на организованных парковках.
Справка "РГ"
Автотранспорт - источник 90% всех вредных выбросов в атмосферу. Сейчас 40% московских автомобилей относятся к экологическому классу Евро-4 и выше. Машин низкого экокласса - Евро-1 - в столице около 30%. Для сравнения - 10 лет назад, в 2004 году, таких авто в Москве было более 75%.