05.06.2014 05:00
Общество

"Золотое правило морали" поможет студентам решать этические проблемы

Электронный образовательный ресурс поможет студентам решать этические проблемы
Текст:  Нина Рузанова (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №0 (6397)
Новосибирский медицинский колледж стал лауреатом конкурса международной медицинской выставки "МедСиб-2014". Золотой и серебряной медалями отмечен электронный образовательный ресурс "Золотое правило морали", разработанный на стыке таких дисциплин как философия, психология и сестринское дело. Об особенностях подготовки самых востребованных в системе здравоохранения специалистов - медсестер, акушерок и фельдшеров - рассказала директор колледжа Светлана Домахина.
Читать на сайте RG.RU

- Светлана Владимировна, чему учатся студенты колледжа с помощью этого электронного ресурса?

Светлана Домахина: Компьютерная обучающая программа "Золотое правило морали" направлена на выработку компетенции медицинской сестры, которая должна профессионально взаимодействовать с пациентами, соблюдая этические нормы. Философия сестринского дела очень тесно связана с "золотым правилом морали": "Не делай другим того, чего не желаешь себе". Профессионализм медсестры - это цветок с четырьмя лепестками: медицинский уход, психологическое сопровождение пациента, социальная и психологическая поддержка его родственников, а также исследовательские функции. А серединка этого цветка - это нравственный стержень, готовность помогать, умение делиться сердечным теплом. Если в студентке этого нет, то профессиональная медсестра из нее не получится, ведь, в конце концов, можно и обезьяну научить ставить уколы.

Программа, которую мы представили на "МедСиб-2014", направлена не просто на теоретическое изучение того, что такое мораль, - она помогает студентам усвоить такую модель поведения, которая соответствует нравственному эталону. Методика, которую разработала наш преподаватель - кандидат философских наук Елена Микичур, основана на обмене мнениями: студенты небольшой группой (два-четыре человека) смотрят фильм, специально созданный преподавателем, а потом обсуждают его. У них формируется общее мнение о ситуации. Преподаватель выслушивает эти мнения, и его задача - показать студентам эталонное разрешение возможного конфликта, убедить их, что правильно именно так, а не иначе. Изучив множество таких ситуаций, студенты приобретают опыт, как поступать в том или ином случае (например, что делать, если пациенту-мусульманину в государственной больнице необходимо совершить намаз), вырабатывают компетенцию.

В вопросах нравственности много нюансов, и электронные образовательные ресурсы с этой точки зрения очень выгодны: они могут постоянно пополняться. Студент на протяжении всех трех курсов, решая ту или иную этическую проблему, может обращаться к компьютерной образовательной программе, которая находится в открытом доступе. Таким образом мы учим еще и пользоваться возможностями Интернета. Этот навык должен быть у них очень хорошо развит: в медучреждениях, где им предстоит работать, есть локальные компьютерные сети, и студенты должны знать, как зайти в библиотеку больницы, как пользоваться электронным каталогом и так далее.

- Насколько востребована сегодня профессия медсестры?

Светлана Домахина: С точки зрения экономики отрасли здравоохранения, сестринский персонал - это самое большое звено. Количественное соотношение "врач - медсестра" должно быть как минимум один к трем, а в Новосибирске сейчас один к 2,17 - нам еще есть, над чем работать. Тем не менее благодаря мерам, которые в последнее время были приняты министерством здравоохранения Новосибирской области, сегодня у нас есть понимание того, как и в какие сроки в региональном здравоохранении будет преодолен кадровый дефицит специалистов среднего звена. Постепенно увеличивая набор в учреждениях отраслевого образования, к 2018 году мы полностью закроем потребности медицинских организаций в медсестрах, фельдшерах и акушерках - эти три специальности сегодня самые востребованные, и 92 процента наших студентов сегодня обучаются именно этим профессиям.

Чтобы ликвидировать кадровый дефицит в отрасли, мы, прежде всего, получили прогнозные данные - сколько нам необходимо специалистов, взяв за основу среднюю укомплектованность медучреждений - на уровне восьмидесяти процентов. Кроме того, проанализировали эти цифры в соответствии с требованиями министерства здравоохранения РФ: в течение пяти лет, до 2018 года, должно произойти изменение штатной структуры сотрудников среднего звена с учетом такого критерия как эффективность.
Минздрав РФ сегодня проводит работу по пересмотру функций специалиста среднего звена. Это значит, что какие-то функции будут переданы медсестрам от врачей, а какие-то, наоборот, от медсестер - младшему персоналу. Соответственно, медсестра, акушерка или фельдшер будут работать более эффективно, выполнять только то, что предусмотрено их квалификацией. Больницам придется выстроить более верные штатные расписания. Эта реорганизация должна привести к самым положительным результатам. Сегодня мы нередко слышим от наших выпускников, что они получают не очень высокую зарплату, а работать вынуждены сутками - отсюда и неадекватные реакции, невнимательность, неточность в исполнении процедур. Этот дисбаланс между нагрузкой и зарплатой специалистов должен быть снят.

За два года набор в наш колледж по самым востребованным специальностям был уже увеличен на 350 человек: на 100 - в 2013-м и на 250 - в 2014-м. К 2017 году количество таких выпускников вырастет до 1 180, и эта цифра уже адекватна потребностям отрасли.

- Но ведь есть еще одно условие ликвидации кадрового дефицита: необходимо, чтобы ваши выпускники оставались в системе здравоохранения. Сколько студентов колледжа действительно работает в больницах?

Светлана Домахина:  На недавнем совещании в минздраве РФ глава ведомства Вероника Скворцова заявила, что серьезный приток специалистов среднего звена в отрасль есть, однако его пока недостаточно. Поэтому изменились требования и к образовательным учреждениям: если раньше желаемый показатель трудоустройства наших выпускников был на уровне 80 процентов, то сегодня он составляет 99 процентов. Мы на протяжении трех лет достигаем показателя в 97 процентов: 99 - это сложно, потому что студентки находятся в том возрасте, когда им нужно рожать детей и выходить замуж. Кроме того, не все наши выпускники трудоустраиваются на территории региона: к нам едут поступать из Тывы, Алтайского края, Кемеровской области и Казахстана - многие, окончив колледж, возвращаются на родину.

Работодатели, чтобы получить специалиста, действуют очень активно: медучреждения фактически трудоустраивают наших студентов еще на этапе квалификационной практики. Безусловно, самым важным критерием для наших выпускников при выборе места работы служит размер оплаты труда: по результатам анкетирования, которое мы проводим, около семидесяти процентов из них претендуют на зарплату в двадцать тысяч рублей, и мы информируем об этом потенциальных работодателей. Такая цифра соответствует средней зарплате медсестры в Новосибирске. К сожалению, пока не удается решить вопрос с ФАПами в сельской местности: там готовы предложить вдвое меньше. Понятно, что выпускник из Новосибирска в село за такие деньги не поедет. Чтобы привлечь наших выпускников в сельские районы области, необходим комплекс мер: предоставление качественного жилья, развитие инфраструктуры. Специалист должен быть уверен в том, что он сможет обеспечить семье нормальный уровень жизни, дать детям образование.

Кстати, в кадровую программу регионального минздрава были внесены изменения, касающиеся социальной поддержки среднего медперсонала. Это хороший стимул для наших специалистов.

- Соответствует ли качество образования в колледже требованиям работодателей?

Светлана Домахина: Качество подготовки - одна из главных составляющих образовательного процесса. Здесь есть несколько аспектов, на которые я хотела бы обратить внимание. В частности, на уровень подготовки педагогов колледжа. Кто приходит преподавать в наше образовательное учреждение? Это врачи, которых нужно научить основам педагогики. Повышение квалификации по педагогике (обучение в НИПКиПРО, педагогические конференции, чтения и так далее) влечет затраты - и организационные, и временные, и финансовые. Субсидия, которая выделяется нам на выполнение государственного задания по подготовке студентов (около 80 тысяч на студента в год), эти расходы не предусматривает.

Кроме того, преподаватель колледжа должен постоянно повышать квалификацию и в профессии врача. Появляются новые препараты, новые методы лечения, о которых должны знать наши студенты. Значит, педагогу следует проходить стажировки в тех организациях, которые используют современные методики лечения, и затем вносить соответствующие изменения в образовательные программы.
Средства на повышение квалификации педагогов, в том числе на участие в различных семинарах, совещаниях и конкурсах, которые заметно повышают планку и преподавателей, и колледжа в целом, нам необходимо зарабатывать самим - оказывая дополнительные образовательные услуги. Но для этого нужно не просто представить перечень наших услуг медицинским учреждениям, но и включить их в образовательный процесс. А именно: вместе подготовить обучающую программу, пригласить их специалистов для реализации ее отдельных блоков, провести на базе медучреждения мастер-класс, показав, к примеру, как должна работать медицинская сестра в трансфузиологии.

Сегодня у нас множество таких партнеров - среди них все крупные государственные клиники и медицинские центры. Тесное взаимодействие с работодателями - хороший стимул для развития колледжа. Это выгодно и больницам: им не надо доучивать и переучивать выпускников, которые пришли к ним работать, все требования учтены изначально. Первой ласточкой стало сотрудничество со станцией скорой медицинской помощи - мы уже больше десяти лет реализуем совместно подготовленную программу специализации фельдшеров.

Почему выпускники медвузов не хотят работать по специальности

- Какие требования вы предъявляете к педагогам?

Светлана Домахина: Главное, чтобы они были способны к развитию, постоянному движению вперед. Это не значит, что они молоды физически. Нашей преподавательнице Инессе Михайловне Поликановой 76 лет, и я всегда ставлю ее в пример молодым. Студенты перед ней преклоняются. Она врач, хирург, и сегодня очень грамотно выстраивает свою преподавательскую карьеру, каждое лето проходит стажировки в больницах. Можно сказать, она уникальный специалист.

Кстати, академик РАМН Владимир Шабалин говорит, что человек, которому от 55 до 70 лет, находится в самом активном профессиональном возрасте. Действительно, наиболее результативно в нашем колледже работают те, кому от 45 до 67: это самые ответственные и лояльные сотрудники. С точки зрения рынка труда, это замечательный ресурс.

- Каковы ближайшие перспективы развития колледжа, кроме увеличения набора?

Светлана Домахина: В следующем учебном году мы планируем открыть современный Симуляционный центр для обучения и повышения квалификации специалистов. В нем можно будет заниматься по трем специальностям - лечебное, акушерское и сестринское дело. Кроме того, с предложением о сотрудничестве к нам обратилась городская ассоциация стоматологов - они хотят сделать на базе нашего центра рабочее место для обучения ассистентов стоматолога. Сейчас мы подготовили помещение, закупили оборудование, и это также приходится делать за свой счет - субсидии из бюджета не предусматривают затраты на приобретение средств обучения, а в программу модернизации здравоохранения наш колледж как образовательное учреждение не попадает. Тем не менее мы считаем необходимым открыть этот центр, чтобы расширить наши возможности.

Справка

Новосибирский медицинский колледж - крупный многофункциональный образовательный комплекс, ежегодно выпускающий более полутора тысяч специалистов среднего звена для региональной системы здравоохранения. В 2004 году в нем была сертифицирована система менеджмента качества по ISO-9001-2000. В 2013-м колледж первым из учреждений среднего профессионального образования в СФО провел профессионально-общественную аккредитацию трех основных профессиональных образовательных программ и получил сертификат Агентства по контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК), свидетельствующий, что качество подготовки выпускников соответствует Стандартам качества и гарантий качества, установленным на основании рекомендаций Европейской ассоциации гарантий качества в образовании.

Здоровье Барнаул Кемерово Новосибирск Омск Горно-Алтайск Томск Сибирь