В сопровождении воронежского молодежного симфонического оркестра он исполнил одно из самых узнаваемых сочинений для гитары - "Аранхуэсский концерт" Хоакина Родриго, отсылающий к старинной музыке и при этом глубоко современный. Его средняя часть - Адажио, где использован мотив андалузского песнопения Страстной седмицы, - получила особую популярность благодаря джазовым аранжировкам Майлза Дэвиса и Чика Кориа, а также вокальным версиям таких звезд, как Хосе Каррерас или Демис Руссос. Во втором отделении Гальярдо Дель Рей сыграл несколько собственных сочинений. Гитара появилась в фестивальной программе академической музыки впервые.
Испанец признался, что хоть и мыслит как классический исполнитель, душой остается верен фламенко - как истинный уроженец Севильи, где музыку этого стиля можно услышать на каждом шагу.
- Эти ритмы и гармония сформировали меня. Думаю, сочетание фламенко и классической гитары как раз и формирует то, что называется испанской гитарой, - отметил гость и подкрепил свои слова великолепным исполнением "Аранхуэсского концерта" (что любопытно, с помощью инструмента, купленного в США). Его ноты были первой партитурой, попавшей в руки семилетнему Хосе Марии, и та тетрадь хранится у музыканта по сей день.
- Наш инструмент относительно молодой, и потому мы просто не способны тягаться по объему репертуара с какими-нибудь скрипачами. Но можно транскрибировать музыку, написанную для других инструментов, делать переложения для гитары. Например, я поступил так с рахманиновскими пьесами для фортепиано, по-моему, его музыке это идет, - рассказал Хосе Мария Гальярдо дель Рэй. - Последние 25-30 лет в России очень благоприятные условия для композиторов-гитаристов, есть успешные сочинители - например, Никита Кошкин. Хотя исторически так сложилось, что у вас статус гитары не столь высок, это видно в том числе по системе музыкального, консерваторского образования. Вообще я трепетно отношусь к русской культуре, мои любимые композиторы - Рахманинов, Прокофьев, Стравинский, с удовольствием читаю Чехова и Толстого…
Кстати, дель Рэй не раз приезжал в Воронеж в 1990-е годы на конкурс "Гитара в России" - первый в нашей стране специальный смотр такого профиля, масштаба и уровня. Его организатор, преподаватель музыкального колледжа Сергей Корденко, с 1992-го по 2002-й сумел провести шесть конкурсов. Проект пришлось свернуть из-за отсутствия поддержки со стороны местных властей. Тем не менее - и испанский гость это подчеркнул - "Гитара в России" открыла немало имен.
- Помню, как потряс меня здесь талант юной Ирины Куликовой (ныне Феллерданс), которая победила в Воронеже в 1994 году. Но она играла на очень плохом инструменте. Через год я ей привез в подарок нормальную испанскую гитару. Сейчас Ирина строит успешную международную карьеру, в следующем году будем с ней записывать диск моей музыки, - добавил дель Рэй.
Сергей Корденко, гитарист, преподаватель Воронежского музыкального колледжа:
- По уровню мастерства Гальярдо дель Рэй находится где-то в верхней части музыкальной "табели о рангах", но, как и везде, здесь есть артисты более или менее раскрученные. Он относится скорее ко второй категории. Хотя активно концертирует в разных странах, да и композитор очень достойный. Сейчас он в творческом зените, играет просто замечательно! Не умаляя достоинств гостей, отмечу: воронежцам и самим есть чем блеснуть. У нас не так давно образовался целый гитарный оркестр - 25 классических исполнителей, преподаватели и учащиеся. Несмотря на любительский статус, этот коллектив уже стал лауреатом международного конкурса.