08.06.2014 09:52
Культура

Алим Гасымов загипнотизировал воронежцев песнями о любви

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Концерт выдающегося азербайджанского певца-ханенде Алима Гасымова на Платоновском фестивале в Воронеже многие слушали с закрытыми глазами. Не от дремоты. Необычные мелодии - мугамы, манера исполнения которых внесена в список мирового наследия ЮНЕСКО, - оказали на публику гипнотическое воздействие.
Читать на сайте RG.RU

Аншлага не было - уж очень необычным казалось для Воронежа это искусство. Было много азербайджанцев, которые до сих пор знали знаменитого земляка только по телепередачам. Курсанты-казахи. "Продвинутая" молодежь. Словом, пришли не ради статуса - "я был на концерте звезды!" - а осознанно, для удовольствия. И получали его, отбросив филармоническую строгость: зал взрывался аплодисментами после особенно удачных вокальных пассажей, смеялся, когда Алим и его дочь Фергана вступали в "соревнование", и под конец завалил весь ансамбль роскошными букетами.

Вечер с Платоновым и ночь на Гаити

Гасымовы пели и декламировали стихи азербайджанских классиков, слегка раскачиваясь с поджатыми ногами на помосте, под аккомпанемент национальных инструментов. В видео на YouTube, которое многие смотрели, решая, покупать билет или нет, это выглядело интересно, но несколько однообразно. Вживую - захватывающе.

- Я объездил с гастролями, наверное, 70 процентов стран мира, и убедился в том, что искусство мугама достигает сознания людей даже тогда, когда они не понимают слов. Хотя не-азербайджанцам, конечно, сложнее, они воспринимают нашу музыку только сердцем, - отметил Гасымов. - Мугам невозможен без особого религиозного состояния, в которое входит ханенде и которое передается слушателям. Но я не буду углубляться в объяснение практик суфизма. Мы пропеваем ортодоксальные стихи XVII века, возвышающие дух через слово, воспевающие божественную всеобъемлющую любовь. С переводами наших классиков можно познакомиться в переводах Риммы Казаковой и Евгения Евтушенко.

Мастерство мугамного пения веками передается в Азербайджане из уст в уста. Алим Гасымов, которому, по мнению специалистов, удалось вдохнуть новую жизнь в эту традицию, два года слушал своего первого учителя Агахана Абдулаева, потом других ханенде, изучал старые записи на грампластинках - чтобы перенять методы пения. Теперь он не только импровизирует - жанр в принципе предполагает некоторые "вольности" в рамках канона - но и опробует новые синтетические формы вроде мугам-балета или суфийского балета с элементами мугамного пения.

- Можно сказать, что я до сих пор продолжаю учиться, это бесконечный процесс. Хотя у меня самого уже много учеников, в том числе дочь, - добавил Гасымов. - Исполнителем мугамов способны стать один-два человека на тысячу,. Тут нужен голос, трудолюбие и талант.

Кстати

Гальярдо дель Рэй показал воронежцам, что такое испанская гитара

В рамках программы "Музыка мира" на Платоновском фестивале 8 июня даст бесплатный концерт боснийская этноблюз-группа Mostar Sevdah Reunion (Советская площадь, 18:00). В парке "Алые паруса" можно будет послушать рассказ о современной палитре world music (в 20:00, беседка "Библиотека"), креольские песни гаитянки Марлен Дорсена (21:30, амфитеатр, вход по билетам), а после них - музыку Антильских островов и Маврикия.

Прямая речь

Назим Надиров, независимый продюсер, специалист по этномузыке, член жюри World Music Charts Europe:

- Отрадно, что на таком фестивале, как Платоновский, появилась программа "Музыка мира". И, посмотрев список участников, должен сказать, что у организаторов очень хороший вкус! Фестивалей, в том числе специализирующихся на world music, проводится много, и принципы отбора на них бывают самыми разными. Не буду критиковать тех, кто этим занимается. Скажу лишь, что редко встретишь концепцию столь понятную и достойную уважения, как в Воронеже. Я бы назвал ее идеалистической или романтической. Пока не приехал сюда, не верил, что в России возможно так глубоко "копнуть" на фестивале исконные корни национальных культур и показать, куда они проросли. Обычно зовут обязательно кого-нибудь с Балкан, но не такого уровня, как Mostar Sevdah Reunion, а простой brass band - "балканскую клюкву", вроде нашей Бабкиной (хотя, если помните, и она когда-то делала хорошую музыку)… Еще должны быть "для галочки" скандинавы, кельты, барабан из Африки и клезмер (стиль, восходящий к фольклору восточноевропейских евреев. - "РГ"). А тут впервые я вижу, что каждый из приглашенных представляет собой не дешевую подделку (какие обычно у нас поддерживаются государством, что особенно прискорбно), а оригинальную музыкальную форму.

Фолк Воронеж Центральная Россия