"Он вносит изменения в статьи 226 и 227.1 НК РФ. Они, по сути, распространяют обязанность по уплате фиксированного авансового платежа по НДФЛ на иностранцев, работающих по найму у российских юридических лиц и ИП и прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Сейчас аналогичный алгоритм уплаты налога действует для иностранцев, которые работают по найму у физических лиц на основании патента (иностранные няни, повара, домработницы и др.). Предлагаемые изменения в НК предусматривают, что иностранцы, которые собираются работать у российских организаций или ИП, должны будут самостоятельно уплачивать в бюджет фиксированные авансовые платежи по НДФЛ", - говорит ведущий налоговый юрист юридической фирмы "ЮСТ" Екатерина Болдинова. Уплатить авансовый платеж иностранный сотрудник должен будет до начала трудовой деятельности, а не в процессе работы, до наступления очередного налогового периода. Платить его необходимо по месту жительства или пребывания.
Причем авансовый платеж в случае принятия документа станет обязательным условием работы иностранцев на основании патента. "Согласно "реформе" уплата авансовых платежей по НДФЛ - обязательное условие получения патента на трудовую деятельность и продления такого патента", - отмечает Олег Москвитин, глава практики Коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры".
Фиксированный платеж за каждого иностранного работника составит 1000 руб. Сумма подлежит индексации на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент, который устанавливается субъектами РФ. Региональный коэффициент отражает особенности рынка труда конкретного субъекта РФ, он может быть различным для иностранцев, работающих у физических лиц, организаций и ИП. "Коэффициент-дефлятор устанавливается ежегодно, в 2014 году он составляет 1,216. Коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, должен устанавливаться законами субъектов РФ. Если коэффициент не установлен, то он принимается равным 1", - говорит Болдинова.
Документ предусматривает, что в тех случаях, когда сумма уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей превышает налог, исчисленный по итогам налогового периода, исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не признается излишне уплаченной. Поэтому налогоплательщик не может претендовать на ее возврат из бюджета или зачет в текущем или последующих налоговых периодах. Если же сумма уплаченных авансовых платежей меньше суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, исходя из фактически полученных доходов, то недоплаченный остаток должен перечислить в бюджет налоговый агент в порядке, установленном статьей 226 части второй НК.
"Важно учесть, что иностранные работники российских организаций будут уплачивать в бюджет самостоятельно только фиксированный авансовый платеж. Оставшуюся сумму с их доходов предстоит исчислить и уплатить работодателю, с учетом уже внесенных иностранцем фиксированных авансовых платежей. Эти изменения могут несколько усложнить расчеты организаций по НДФЛ, уплачиваемому с доходов иностранных работников. Так, необходимо будет собирать информацию об уплаченных сотрудниками фиксированных платежах и учитывать их при расчете подлежащих уплате в бюджет сумм НДФЛ. При этом неясно, как работодатель сможет контролировать факт поступления фиксированных авансовых платежей от своих иностранных работников в бюджет. Проект изменений в НК таких механизмов не предусматривает", - рассказывает Болдинова.
Выходит, что в соответствии с документом следить за уплатой иностранными работниками авансовых платежей контролирующие органы обязаны сами. "Насколько повлияет такая система на законность трудовой деятельности иностранцев в России, зависит от тщательности надзора за этой сферой со стороны ФМС и иных уполномоченных структур. Будет ли способствовать нововведение пополнению бюджета, более полной уплате налогов иностранцами, зависит от слаженности работы налоговых и правоохранительных органов. При этом нужно учесть, что уплата фиксированного платежа ничуть не помешает работодателю оставить в тени основные доходы работников", - говорит Москвитин.
В законопроекте заложен механизм, который будет стимулировать работодателя следить за уплатой авансового платежа иностранным сотрудником. Именно на работодателя возложена обязанность рассчитать налог, вывести разницу уплаченных и начисленных к уплате в бюджет сумм. Таким образом, неправильный расчет НДФЛ, возникший из-за безалаберности сотрудника и неуплаты им своей части налога, ляжет на работодателя. Но организациям и ИП не дано никаких механизмов проверки - базы, из которой можно было бы узнать достоверно о перечислении работником авансового платежа. Поэтому не исключено, что о неисполнении сотрудниками своих обязанностей работодатели будут узнавать постфактум.