Если серьезно, то такой орган может быть эффективным и полезным, считает первый зампред Общественного совета при минпромторге, сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. Он рассказал "РГБ", что изменилось во взаимодействии бизнеса и власти за последние годы, и от каких отраслей промышленности поступает больше просьб о поддержке.
- Какое влияние Общественный совет при минпромторге оказывает на его решения?
- Все основные приказы, проекты постановлений, законодательные акты, которые генерируются минпромторгом, должны проходить через Общественный совет. И мы все время получаем соответствующие материалы. Что-то обсуждается непосредственно на заседаниях, что-то заочно. Работать в таких организациях интересно, потому что действительно эффективно. У нас нет жесткого разделения обязанностей. Мы просто стараемся помогать министерству изо всех сил, понимая, что это во благо всей экономики.
- Обсуждение каких решений в последнее время было самым сложным?
- Самая тяжелая тема - это закон о стандартизации, он практически готов, мы более менее нашли компромисс, но его обсуждение было очень тяжелым.
- В последнее время минпромторг принимает много документов - стратегий развития отдельных отраслей (радиоэлектроника, металлургия, химпром и пр.). Как вы оцениваете эту тенденцию?
- Поставьте себя на место инвестора. К примеру, я хочу вложить какую-то сумму денег в определенную отрасль. Должно появиться предприятие, которое будет производить конкурентоспособную продукцию. И вдруг я понимаю: я не знаю, что государство думает об этой отрасли. Собирается ли оно поддерживать ее развитие или наоборот будет дестимулировать? Собирается ли государство создать в этом регионе налоговые льготы, какие иные режимы поддержки здесь будут? Неопределенность - это всегда плохо. А например, в Казахстане уже есть стратегия в этой отрасли. Инвестор с ней знакомится и понимает: власти этой страны в течение пяти лет не будут менять требования к продукции, но поддержат льготами, а через пять лет начнут добиваться принятия Таможенным союзом нового техрегламента. Еще там скоро появится образовательный центр, и не нужно будет тратить дополнительных денег на переквалификацию персонала. Куда я, как инвестор, пойду? В Казахстан. Поэтому государственная стратегия - это очень полезная вещь для отрасли, она дает четкие ориентиры бизнесу. Так что появление большого числа отраслевых стратегий - это очень хорошая тенденция.
- Какие поступают просьбы от промышленников?
- Я бы их разделил на три группы. Первый блок просьб и предложений идет от отраслей промышленности, которым сильно плохо, они проигрывают международную конкуренцию. Это крик о помощи, чаще всего он идет от легпрома - текстильщиков, кожевенников, производителей обуви. Второй блок вопросов - от тех предприятий, которым немного не хватает для рывка, мешает какой-то административный барьер, какое-то решение, может быть давно принятое, какое-то ограничение в стандарте. Яркие представители второй группы это, например, производители медицинского оборудования. Вроде бы все хорошо, создаются предприятия, рабочие места, но главврачи клиник привыкли к другой продукции, к импорту. Нужен толчок, например, постановление правительства РФ, снимающее соответствующий барьер. И третья группа - это те, у которых в принципе все хорошо, но они используют наш совет и минпромторг как рычаг для решения общеэкономических проблем. Это металлурги, например.
- Изменилось ли взаимодействие бизнес-сообщества и власти за последние годы?
- Безусловно. До кризиса 2008 года у государства было много денег, профицит бюджета, и многие получили возможность отхватить себе финансовые куски. Сейчас все строго, незначительный профицит сменяется дефицитом, затем снова профицит. Бюджет неустойчив, денег маловато. Да еще и крупные расходы на Олимпиаду, ЧМ-2018 по футболу, Крым. Постоянно возникают какие-то траты. Сегодня взаимодействие бизнеса и власти становится более прозрачным. Где-то быстро, где-то медленнее устанавливаются новые правила игры. Это и в госзакупках происходит, и в системе допуска предприятий к участию в ФЦП. Вот это постепенное увеличение прозрачности серьезно отличает нынешнее время от старого. А чем больше прозрачности, тем больше шансов победить коррупцию.
- Как вы оцениваете ситуацию с инвестклиматом в регионах?
- Ситуация мало улучшается по сравнению с тем, что было два-три года назад. Часть проблем идет от самих предпринимателей. Создаются разные инструменты господдержки: это и фонды развития малого и среднего бизнеса, и субсидирование процентных ставок по кредитам, и многое другое. Но предприниматели не всегда активно пользуются этими возможностями. Они не участвуют в аукционах, конкурсах на получение средств и других инструментов поддержки. Основная причина этого не в том, что люди не знают о существовании преференций. Здесь другое - чудовищный бюрократизм, нужно заполнить безумное количество бумаг для того, чтобы претендовать на средства или на какие-то другие инструменты поддержки. Потом еще отчитываться нужно, не дай бог предвзятая проверка придет, начнет "подкапываться". И вот эти опасения отвращают бизнес от участия в госпрограммах. Да и зачем участвовать? Сейчас я подготовлюсь, кучу времени потрачу, а там какой-нибудь аффилированный племянник все равно выиграет конкурс. Это, к сожалению, сдерживает инициативу.
Другая причина плохого инвестклимата в том, что руководство регионов не всегда заинтересовано в его улучшении. Все зависит от лидера, он должен настроить свою команду на то, что задача очень важна. Но зачастую такой настройки не происходит. Хорошие меры по улучшению инвестклимата уходят в песок. Зато при сильном лидере меры поддержки начинают реализовываться, информация об этом распространяется, многие инвесторы принимают решение открыть предприятия, подтягиваются смежники, возникают мысли сделать кластеры. Инвестклимат - это ведь не набор документов, а именно правоприменение и общая атмосфера. Есть регионы, которые движутся вверх, некоторые стоят, другие демонстрируют обратный процесс. Продвинулась вперед Тюмень, неплохо движется Кострома. Приостановилась Башкирия, хотя начала очень хорошо. Не чувствует себя бизнес уверенно в подавляющем большинстве регионов.
- Как улучшить ситуацию?
- Иногда начинают говорить о стабильности политической. Это очень важный элемент, но нельзя понимать его узко. Если внешняя политика перестает быть предсказуемой или интерпретируется как непредсказуемая, то это ухудшает инвестклимат. Но это политика. Иногда здесь принимаются решения вопреки некоторым экономическим интересам и соображениям целесообразности. Просто потому, что другие задачи более важны. Да, многие инвесторы жалуются на то, что Россия воссоединилась с Крымом. Для них это напряжение. Но мы понимаем, что решались глобальные задачи и наверное что-то было принесено в жертву. В том числе и какие-то элементы инвестклимата. С другой стороны, есть задачи, которые точно можно решить без особых проблем, но они не решаются. Одна из них - стабильность законодательства. Если Госдума принимает больше чем 200 законов в год, а у нас бывает и до 400 доходит, это значит, что вы, как инвестор, находитесь в состоянии перманентного землетрясения. Как от этого оберегаются многие развивающиеся страны? На срок окупаемости проекта для инвестора установлен иммунитет от возможного изменения законодательства. Эта "дедушкина" оговорка есть практически во всех азиатских странах. У нас же непрерывно трясет, особенно в части налогов и административной ответственности. При оценке инвестклимата мы должны постоянно сравнивать себя с другими странами. Нужно все время составлять таблицу, где по горизонтали - самые различные меры господдержки, а по вертикали - страны. В этих клеточках и проявятся все различия. При принятии государственных решений нужно ориентироваться и на эту таблицу.