11.06.2014 14:03
Экономика

Петербург и область не смогли сообща подготовиться к дачному сезону

Петербург и Ленобласть не могут сообща решать проблемы любителей загородного отдыха
Текст:  Мария Голубкова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №130 (6402)
Власти Петербурга и Ленобласти не могут наладить взаимодействие по обслуживанию дачников, ежегодно на лето мигрирующих из одного субъекта РФ в другой. Каждый регион решает проблему самостоятельно, но охватить ее не может как в силу ограниченности бюджета, так и по причине нехватки полномочий.
Читать на сайте RG.RU

С началом лета постоянное население Северной столицы уменьшается, а число машин на окрестных дорогах растет. По данным управления по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга, горожанам принадлежит более 500 тысяч садоводческих участков на территории Ленинградской области. В летний период на отдых туда приезжают почти два миллиона человек - и это при том, что все население области составляло, по данным Росстата на 1 января нынешнего года, 1 763 924 человека. То есть нагрузка на социальную и транспортную инфраструктуру возрастает практически в два раза. Но если работающие петербуржцы ежедневно курсируют по маршруту "работа - загородный дом", то большую часть "оседлых дачников" составляют дети и пенсионеры - самые уязвимые категории граждан.

"РГ" узнала, почему деревенским жителям СЗФО нужны дачники

Больше всего вопросов касается оказания медицинской помощи. С одной стороны, новая система финансирования через Фонд социального страхования, введенная несколько лет назад, гарантирует медицинскую помощь любому гражданину РФ в любом регионе при наличии полиса, а в некоторых случаях - даже без него. В том числе услуги скорой помощи. С другой - кадровый голод в медицине существует по всей стране. В Ленинградской области проблему пытаются решать через создание отдельных фельшерско-акушерских пунктов (ФАП), в которых предусмотрено жилье для медиков, выплаты "подъемного миллиона" молодым специалистам. Но эти меры помогают только тем дачникам, кто проживает в деревнях и поселках с постоянным населением. Дачные некоммерческие товарищества и садоводства чаще всего принадлежат городу, поэтому их медицинское обслуживание организует Смольный. В 2012 году в девяти крупных дачных массивах были открыты амбулаторные пункты, к проекту привлекли частную медицинскую компанию. Принцип организации - такой же, как у ФАПов: жилье плюс медкабинет.

Основные причины обращения к медикам летом на даче - бытовые травмы, укусы собак и насекомых, порезы, детские простуды после купания, а также сердечно-сосудистые заболевания у пожилых. Были случаи, когда своевременная медпомощь спасала людям жизнь. Но проект, организованный, кстати, также в рамках ОМС, то есть бесплатно для населения, идет с некоторой пробуксовкой.

- В нашем садоводстве амбулаторный кабинет работает уже третий год подряд. У нас 875 участков, но приходят и соседи из других садоводств, а это еще тысячи две. Обычно сезон начинали с 1 мая, но врача пока так и нет, хотя оборудование уже завезли, - рассказала корреспонденту "РГ" председатель садоводства "Дружное-3" в массиве Ново-Токсово Валентина Мальцева. - Каждый год доктора меняются, так что ждем, кто к нам приедет на этот раз.

Как пояснил директор по развитию проекта Илья Иванов, в связи с существенным повышением зарплаты медиков - во исполнение одного из "майских" указов президента - набирать персонал амбулаторных пунктов становится с каждым годом сложнее.

- Если раньше из "нищих" регионов с зарплатой в восемь тысяч рублей врачи с удовольствием ехали за петербургскими доходами, то при заработках в 25 тысяч сорвать человека с насиженного места уже не так легко, - говорит Иванов. - Отчасти по этой причине, отчасти и потому, что все крупные массивы уже охвачены, существующую на данный момент сеть из 30 амбулаторных пунктов решено дальше не развивать.

Вторая проблема петербургских дачников - это транспортная доступность загородного отдыха. И здесь не поможет даже собственный автомобиль, поскольку летний сезон в Петербурге - это сезон ремонта дорог, а наиболее проблемные места - на въезде и выезде из города.

- Ленинградская область - это транзитный район, мы обслуживаем маршруты Россия - Европа и Санкт-Петербург - дачные массивы, - поясняет председатель комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Михаил Козьминых. - В сезон трафик составляет до двух с половиной миллионов человек, интенсивность движения превышает 20 тысяч машин в сутки. Наиболее напряженная ситуация - на въездах и выездах из города. Самые проблемные - Петербург - Ручьи, Парголово - Огоньки, Дорога жизни и Колтушское шоссе.

Тем, у кого автомобиля нет, приходится довольствоваться общественным транспортом. Но городские и областные перевозчики в большинстве своем сезонные изменения пассажиропотока не учитывают.

- Летом мы вводим только один дополнительный автобусный маршрут К-468 от станции метро "Улица Дыбенко" до садоводства "Восход", - рассказал представитель компании-перевозчка "Третий парк" Денис Данилов. - Количество подвижного состава могли бы увеличивать, и это делается во время больших праздников, к примеру на Троицу, но только по заказу комитета по транспорту, который изменяет объем перевозок на том или ином маршруте.

Отдельный камень преткновения - цена билета. Санкт-Петербург и Ленинградская область в течение четырех лет не могли урегулировать вопрос о предоставлении одинаковых льгот на проезд в автобусах для жителей обоих регионов. И только с прошлого года на 75 автобусных маршрутах, отправляющихся из города, действуют льготы для пенсионеров из области, и на 58 маршрутах из области в город - для пенсионеров Петербурга. Речь идет о маршрутах Всеволожского, Гатчинского, Кировского, Ломоносовского и Тосненского районов. Что касается проезда в электричках, то он различается по цене для всех категорий пассажиров: "туда" из Петербурга дороже, чем "обратно". К примеру, билет до станции Колчаново в Волховском районе стоит 273 рубля, а обратно - 258.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что все эти проблемы - порождение искусственного разделения Санкт-Петербурга и Ленинградской области на два самостоятельных субъекта РФ. Однако объединение - крайне сложный процесс, к необходимости которого, как уже не раз говорили представители исполнительной власти обоих субъектов, должны прийти прежде всего жители. Как следует из опроса, проведенного корреспондентом "РГ", большинство дачников согласны. Тем более что урны для голосования должны будут поставить и в садоводствах.

Кстати

В начале июня МЧС разрешило купаться только на шести пляжах в Ленинградской области. Все они находятся в отдаленных районах, на Неве и побережье Финского залива купаться запрещено повсеместно.

На сегодняшний день в Ленинградской области открыты шесть пляжей. Два из этих мест для купания находятся в детских оздоровительных лагерях в Приозерском и Кингисеппском районах. В прошлом году в начале купального сезона были освидетельствованы 29 пляжей, но в течение лета открылись еще три. В этом году запланировано открытие также 32 пляжей.

Комментарии

Людмила Косткина, депутат, председатель постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

- Решение по организации амбулаторных медицинских пунктов в садоводческих массивах было продиктовано самой жизнью. Проблема не решалась долгое время, и я рада, что сегодня такой проект востребован и имеет успех. Летом население Ленинградской области из-за притока горожан фактически увеличивается вдвое, имеющаяся на территории другого субъекта инфраструктура не справлялась с оказанием медицинской помощи всем, кому она необходима. В связи с принятием в конце 2010 года Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" это стало возможным. Проект инициирован и реализован комитетом по здравоохранению, управлением по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования с привлечением частной медицины.

Кирилл Поляков, генеральный директор АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области":

- Сейчас добраться из точки А в области в точку Б в городе стало серьезной проблемой. И без того сложная обстановка усугубляется с наступлением дачного сезона: автомобильный поток увеличивается в разы. И при разработке транспортных решений мы учитываем как маятниковую трудовую миграцию населения, так и то, что летом до двух миллионов горожан выезжают из Петербурга в область.

Основным инструментом для выхода из сложившейся ситуации дирекция видит популяризацию общественного транспорта. Сейчас у нас в разработке два основных проекта: 13 веток легкого рельсового транспорта и 6 транспортно-пересадочных узлов. Транспортно-пересадочные узлы, оборудованные перехватывающими парковками, позволят уменьшить количество автомобилистов, въезжающих в город.

Экономика Железные дороги Общественный транспорт Санкт-Петербург Ленинградская область Северо-Запад