Почти непрерывный дождь, который шел всю ночь и утро, казалось, не оставил надежд на то, что праздник состоится. Однако не тут-то было! Еще за три часа до начала фестиваля на площадку стали съезжаться "Запорожцы", "Москвичи", "Волги", "Жигули" разных годов выпуска, старинные иномарки, солидная "стая" мотоциклов всевозможных марок и моделей. Количество заявок на участие в празднике даже превысило ожидаемое: желающих продемонстрировать публике раритетные авто и мотоциклы оказалось около 70. Если на предыдущие фестивали приезжали в основном свердловчане, то в этот раз прибыли автовладельцы из Челябинской, Тюменской, Курганской областей и даже Алтайского края. Председатель алтайской федерации автоспорта Сергей Поспелов приехал на "Москвиче-412" 1979 года выпуска. На нем барнаульские автомобилисты Борис Лыткин и Евгений Смирнов в прошлом году прошли этапы автомарафона "Пекин-Париж". Примечательно, что за более чем столетнюю историю легендарного автопробега, в котором участвуют ретроавтомобили, это был первый российский автомобиль и первый российский экипаж.
Среди изюминок фестиваля - редкий мотороллер "Вятка", самосвал, три советских мопеда, точнее велосипеда с моторчиком, их можно назвать "дедушками" современных скутеров, несколько старинных мотоциклов. Они показаны впервые. Часть этих экземпляров - из коллекции первого на Урале частного музея мотоциклов Якова Кузнецова, открывшегося нынешней весной на территории известной реставрационной студии "Раевского, 13". Интерес посетителей вызвала коллекция редких моделей "Форд" 1917-1929 годов выпуска, "Бруш" 1911 года рождения. Экзотической теперь можно назвать и "Волгу" самой первой и самой редкой серии "Звезда", получившей название по расположению пятиконечной звезды на решетке радиатора.
С не меньшим любопытством зрители осматривали тоже редкий теперь "Москвич" под названием "Князь Владимир". Это модификация "Москвича-2141" автозавода имени Ленинского комсомола, последняя серийная модель АЗЛК, выпускаемая в конце 90-х годов. В этом седане установлены немецкая оптика и детали рулевой системы, английская система тормозов, польские зеркала с подогревом, другие узлы импортного производства. Приборная панель и внутренняя окантовка дверей отделаны качественным пластиком под дерево - не хуже, чем в иномарках. А внешне "Князь Владимир" напоминает одновременно "Сааб", "Ауди" и "Вольво" того времени, поэтому зрители не сразу угадывали марку авто.
Стоит напомнить, что "княжеская" линия АЗЛК в конце 90-х была представлена и первым "москвичовским" седаном бизнес-класса "Иван Калита". Автомобиль выглядел вполне статусно, решетку радиатора дизайнеры для пущей солидности срисовали с "Роллс-Ройса". Но автомобиль стоил дороже некоторых новых иномарок того же класса и потому дальше небольшой серии в производство не пошел. Особенно после того, как тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков в порыве патриотизма завел в служебном гараже несколько таких седанов и ездил некоторое время исключительно на них. Однако машины оказались "сырые", некачественные, и после того как, утверждает молва, Лужков из-за неисправности отечественных седанов опоздал на какую-то важную встречу, от машин градоначальник приказал избавиться. А затем начался и закат самого АЗЛК.
Кстати, о советских требованиях к качеству внутренней отделки салона машин для внутреннего и зарубежного рынков можно судить по другому экспонату: на фестивале был представлен реэкспортный вариант ВАЗ-2106 - мечта всех автомобилистов времен СССР. В нем даже "железо" было другой марки, чем в обычных "шестерках", а уж про оформление салона и говорить не стоит: и обшивка, и отделочный материал совсем другого качества. А вы слышали про ГАЗ-69 с дизельным мотором? Такие в 60-годы прошлого века делали по заказу для народной полиции ГДР. Эту машину можно было увидеть на фестивале. Но чаще всего посетители выставки фотографировались на фоне шикарного черного лимузина "Паккард Клиппер" 1941 года выпуска. Это настоящее сокровище из коллекции одного из екатеринбуржцев.
Впрочем, неинтересных моделей на фестивале автомоторетротехники не бывает. А уж сколько историй про то, кто из известных личностей раньше ездил на этом авто, как и где был найден редкий автоэкземпляр! Ищут и находят в разных концах света. За одним из экспонатов, например, пришлось ехать в Южную Африку, за другими в Европу, США, Англию, Австралию.
- Я все свои автомобили покупал в США. Мне нравится марка "Форд", в моей коллекции четыре машины этого производителя, все - первой половины прошлого века. Искал целенаправленно, но один, самый старый, нашел случайно. Один из американских знакомых сообщил, что видел "Форд-Т", а это редкость, на стоянке в порту, где продают автомобили. Я сразу туда и, не торгуясь, купил, - рассказал коллекционер автомобилей и реставратор Анатолий Скоробогатых.
Историй происхождений экспонатов множество, но за каждой - многомесячный, а чаще многолетний труд по восстановлению прежнего облика автомобиля или мотоцикла, поиски родных узлов и агрегатов, деталей отделки. Иногда приходится самим изготавливать недостающее - нет больше таких деталей, не производят. Время неостановимо, тем дороже с исторической точки зрения каждый фактически заново рожденный экземпляр, тем больше уважения к тем, кто создал эти технические шедевры, сохранил их и дал возможность восхититься творением рук человеческих.
- В фестивале автомототехники участвуют владельцы транспортных средств, выпущенных не позже 30 лет назад, то есть с 1984 года, но большинству экспонатов уже по 50 и более лет, - рассказал "РГ" представитель оргкомитета фестиваля Станислав Чуркин. - Но мы также пригласили и тех, чьи серийные авто или мотоциклы подверглись тюнингу, выглядят необычно, неординарно.
По традиции, все участники автофестиваля "Российской газеты" соревновались в конкурсе на лучшую сохранность и реставрацию автомобилей и мотоциклов. Здесь победителями стали Владимир и Евгений Семеновы - владельцы 401-го "Москвича" и ГАЗ -12 ЗиМ. Затем пришло время фигурного вождения, здесь главное не победа, а демонстрация возможностей техники. Также по традиции заезд участников на "фигурку" открыли на педальных автомобильчиках маленькие участники фестиваля - дети любителей автомотостарины. Когда пришло время награждения детей, один из малышей крепко спал в папиной машине, водителю всего три годика. Вообще, преемственность поколений в среде автоколлекционеров - дело обычное. На празднике было много молодежи, приехавшей на отцовских и дедовских машинах, за рулем оказались даже девушки. Они также, как прежние владельцы, холят и лелеют своих "коней" - машины в прекрасном состоянии.
Фестиваль автомототехники вновь привлек на площадку Дворца молодежи сотни горожан и гостей Екатеринбурга, многие специально запланировали поездку сюда, чтобы побывать на единственной в УрФО открытой выставке старинной техники, которая в таком количестве экспонатов выставляется лишь в День России. Стоит отметить, что старинные автомобили и мотоциклы на улицах Екатеринбурга можно увидеть в День Победы и День города, но на этих праздниках немного машин, как правило, техника военных лет и авто представительского класса. В автофестивале "Российской газеты” участвуют все желающие, условие одно: чтобы техника была на ходу и в хорошем состоянии. Поэтому именно на автомобильном фестивале "РГ" 12 июня ежегодно собирается самое большое количество владельцев ретротехники.
В этом году организаторы посвятили автофестиваль памяти Анатолия Павловича Волкова, председателя комитета ретроавтомобилей Федерации автоспорта Свердловской области. Именно при его активном участии создавалось сообщество любителей ретроавто в Екатеринбурге, впервые в городе стали проводиться парады и выставки старинной техники, которые стали теперь традиционными.