15.06.2014 11:49
Культура

Воронежцы поверили в "Митину любовь" Гоголь-центра

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Молодежное прочтение повести Бунина о первой любви показали на родине писателя - в Воронеже - в рамках IV Платоновского фестиваля. По замыслу режиссера из Латвии Владислава Наставшева актеры "Гоголь-центра" (Москва) болтают, как хипстеры, меняют пол и… не ходят по земле.
Читать на сайте RG.RU
Вырыпаев показал Воронежу "Иллюзии"

Наставшев "болеет" Буниным давно, а "Митину любовь" уже ставил в латышском Dirty Deal Teatro. Найденный тогда визуальный ход он применил и в московской версии. Точнее, не версии, а оригинальном спектакле. Им открывалась после реконструкции малая сцена драмтеатра имени Гоголя, который превратился в многофункциональный "Гоголь-центр". Один из его резидентов - "Седьмая студия" Кирилла Серебренникова, чьи ученики Филипп Авдеев и Александра Ревенко играют в спектакле по Бунину все роли. Кредо Серебренникова - современность и опора на личность артиста - угадывается и в постановке Наставшева.- От нас всегда добиваются правды жизни, собственных переживаний. В данном случае работа облегчалась тем, что на момент выпуска спектакля мы с Сашей на самом деле встречались. Можно было сделать "слона" из "мухи" своего опыта, - признался Филипп Авдеев. - Вдобавок Владу (в отличие от Серебренникова) нравилось "доводить" артистов, он старался раздербанить нас до эмоциональных срывов. Мы репетировали по десять часов, изнемогали, а Наставшев просто "добивал" своими криками.

Из легкого, "атмосферного" прозаического текста режиссер извлек каркас - вневременную историю о том, как 17-летний Митя влюбился в 17-летнюю Катю, как хотел "стать мужчиной" и как ничего хорошего из этого не вышло. Каркас определил сценографию: почти все действие происходит в вертикальной плоскости, буквально на стене, в которую воткнуты металлические стержни. По этим жердочкам и движутся герои от ошеломления к флирту, от флирта к разлуке, от разлуки к расставанию. Метафора "лезть на стену от любви" воплощена зримо и весомо, но не грубо - в акробатических трюках есть и возвышенность первого чувства, и сопутствующая ему неловкость. Наставшева явно вдохновляли и образы Шагала (но не его стилистика). В финале Митя спускается на землю, а его легкомысленная возлюбленная воркует о том, как низко пала.

- Узнав, что спектакль будет по Бунину, мы с Филиппом переглянулись и поморщились - вспомнили школьные уроки литературы… А потом наше представление об этом писателе поменялось в корне, - призналась юная Александра Ревенко. - Мы втроем с Владом писали инсценировку, сочиняли недостающие реплики - ведь у Бунина в повести мало диалогов, которые можно разыграть, там более важна обстановка и ощущения. Потом построили стену и три-четыре дня просто лазали по ней, примерялись, где сверлить дырки под штыри…

Английский спектакль заставил воронежцев вспомнить утраченное

Ничего специально бунинского в инсценировке не осталось - диалоги звучат с молодежными и местами чисто "масковскими" интонациями XXI века. Но нет там и реалий нынешнего дня. Подчеркивает связь с прошлым немногочисленный реквизит - обозначен проигрыватель, телефон, шкалик… да и все, пожалуй.

Остальное - разговоры, перемещения по стене и перевоплощения Кати: возлюбленная мерещится Мите в каждом встречном. В спектакле все роли, кроме заглавной мужской, играет Александра Ревенко. Юбка навыпуск и вязаные чулки - Параша. С платком - прочие девки. С умильным выражением лица - мать Мити. С юбкой, заправленной в лосины, - деревенский староста и его приятели. Надо сказать, что выглядит это скорее так, будто это не Саша, а Катя - мечтающая стать актрисой - играет всех остальных, искренне и смешно. Потому что, конечно, никакого неотесанного мужика, корыстной бабы и матери-квочки из девушки до конца не получается. Выходит понарошку, как перед зеркалом.

Так или иначе, эта "Митина любовь" показалась воронежцам деликатной и убедительной.

Драматический театр Воронеж Центральная Россия